Цель Методические рекомендации | Заинтересовать слушателей в получении последующей информации о фильтрах слушания. | |||||||||||
Содержание | Это упражнение представляет модификацию известного упражнения, которое имеет различные названия, например «Марфуша» и др. В нашем варианте мы предлагаем разделить группу на две-три большие подгруппы по 6—8 человек в каждой. Если на тренинге присутствует меньше 12 человек, то упражнение можно проводить в классической форме, как описано во многих пособиях, например в книге «Практикум по социально-психологическому тренингу» под редакцией Б.Д. Парыгина, при этом используя предлагаемый нами или любой другой вариант текста.
В нашей модификации после деления группы тренер зачитывает инструкцию: «Сейчас по одному представителю из каждой группы выйдут за дверь, где им будет зачитан небольшой текст. Затем они, снова зайдя в аудиторию, перескажут этот текст следующему участнику своей подгруппы — участнику № 2, тот расскажет участнику № 3 и т. д. Те, кто окажутся последними, потом перескажут текст всей группе. Тренер просит пересказывать текст тихим голосом, чтобы остальные, кто еще не познакомился с содержанием рассказа, не слышали его. Задавать друг другу вопросы, перебивать или повторять какие-то факты дважды нельзя.
После этого в каждой подгруппе выбирается по одному представителю, которые вместе со вторым тренером покидают аудиторию. Если с командой работает один тренер, то можно попросить кого-нибудь из участников взять на себя роль помощника. В то время как помощник или второй тренер зачитывает текст, который дан в приложении 4, первый тренер вместе с остальными участниками организует пространство, как изображено на схеме.
Аудитория
Цифрами 1, 2, 3 и т. д. обозначены номера участников, которые сидят на своих стульях. Если есть возможность, то подгруппы могут работать в разных аудиториях.
После того как участник 1 тихонько перескажет содержание текста участнику 2, к ним подходит со своим стулом участник 3 и т. д. Таким образом, в конце упражнения вся группа перемещается по направлению к участникам 1 и 2. | |||||||||||
Чтобы представители команд под номерами 3, 4, 5 и т.д. не слышали содержание текста раньше времени, мы рекомендуем включить в аудитории негромкую музыку. Это может быть любое эстрадное или классическое произведение, желательно без слов или на иностранном языке (чтобы текст не сбивал рассказчиков) или звуки пения птиц, шума моря и т.д. Затем все возвращаются в круг, где последние номера по очереди сообщают группе свои версии рассказов, а группа сравнивает, что сохранилось общее, а в чем различия. | ||||||||||||
Обсуждение | Участники пытаются ответить на следующие вопросы: r Как следовало бы изменить инструкцию, чтобы повысить эффективность запоминания? Большинство участников считает, что эффективность запоминания могла бы повыситься при возможности играющих записывать или переспрашивать. r Что мешало слушать более внимательно? r Какие моменты запомнились лучше и почему? | |||||||||||
Методические рекомендации | Как итог выполнения упражнения тренер может познакомить участников с фильтрами слушания, в результате существования которых искажается смысл услышанного. |
___________________________________________________
|
|
МИНИ-ЛЕКЦИЯ «ФИЛЬТРЫ СЛУШАНИЯ» _____________ _________________
Тренер обсуждает с участниками причины неэффективного слушания в процессе общения. Затем слушатели знакомятся с таблицей, иллюстрирующей процесс получения информации в ходе слушания, которую мы привели выше. |
___________________________________________________