Применяются в основном два способа механизированного заряжания скважин — механический и пневматический. Механический — наиболее простой способ, основан на шнековой или самотечной доставке и уплотнении ВВ в скважине под действием собственного веса. Пневматический способ заряжания позволяет регулировать плотность заряда по высоте скважины.
Разработано несколько конструкций машин для заряжания скважин, некоторые из которых эксплуатируются в карьерах.
Зарядные машины для гранулированных ВВ. Зарядная машина МЗ-ЗА (рис. 13.13) предназначена для транспортирования
Рис. 13.13. Зарядная машина МЗ-ЗА
Рис. 13.14. Зарядная машина МЗ-ЗБ:
1 — погружной насос; 2 — барабан со шлангом; 3 — подающий шнек; 4 — рукав подачи ВВ
и заряжания скважин на открытых горных работах игданитом, приготовляемым при заряжании, а также взрывчатыми веществами заводского изготовления, допущенными Госгортех-надзором СССР для механизированного заряжания. Выгрузка из бункера машины и транспортирование ВВ к устью скважины осуществляется системой шнеков, которые используются и для смешивания аммиачной селитры с дизельным топливом при изготовлении игданита.
|
|
Машина МЗ-ЗВ (рис. 13.14) выполняет те же операции, что и МЗ-ЗА, но в отличие от нее дополнительно оснащена устройствами для рассредоточения зарядов в скважине пневмозатворами
Рис. 13-15. Доставочно-зарядная машина МДЗ-Ш:
1— бункер; 2 — шнек; 3 — зарядная воронка
Рис. 13.16. Зарядная машина МЗ-8:
1 — бункер; 2 — объемный дозатор
и для удаления воды из скважин. Базой для машин МЗ-ЗА и МЗ-ЗБ служит шасси автомобиля КрАЗ-256Б.
Машина МЗ-4 предназначена и функционально выполняет те же операции, что и МЗ-ЗА. Основным отличием машины является высокая грузоподъемность. Базой служит шасси автомобиля БелАЗ-540А. Эти зарядные машины применяются на крупных карьерах с объемом заряжания более 200 т. Машинам МЗ-4 не разрешается движение по автодорогам общего пользования из-за большой массы. Машины МЗ-ЗА и МЗ-4 серийно изготавливаются
Таблица 13.1