Категория биографии в творчестве Герцена

Герцен не был сухим рационалистом. В его повестях есть глубокая

лирическая основа. И своим успехом он о6язан лиризму повествования не в

меньшей степени, чем самобытной мысли, положенной в основу повествования.

Композиция романа "Кто виноват?" в высшей степени оригинальна. Только

первая глава первой части имеет собственно романическую форму экспозиции и

завязки действия - "Отставной генерал и учитель, определяющийся к месту".

Далее следуют: "Биография их превосходительств" и "Биография Дмитрия

Яковлевича Круциферскаго". Глава "Житье-бытье" являет я главой из

правильной формы повествования, и за ней следует "Биография Владимира

Вельтова".

Герцен хотел составить роман из такого рода отдельных жизнеописаний,

где "в подстрочных примечаниях можно сказать, что такой-то женился на

такой-то". "Дли меня повесть - рама", - говорил Герцен. Он рисовал преимущественно портреты, его интересовали больше всего "лица" и биографии.

"Лицо - послужной список, в котором все отмечено, - пишет Герцен, -

паспорт, в котором визы остаются".

При видимой отрывочности повествования, когда рассказ от автора

сменяется письмами героев, выдержками из дневника, биографическими

отступлениями, роман Герцена был строго последователен. "Повесть эта,

несмотря на то, что она будет состоять из отдельных глав и эпизодов, имеет

такую целость, что вырванный лист испортит все", - пишет Герцен. Свою

задачу он видел не в том, чтобы "разрешить вопрос", а в том, чтобы его

верно обозначить. Поэтому он избрал "протокольный" эпиграф: "А случай сей

за неоткрытием виновных предать воле бо-Жвйй, дело же, почислив решенным,

сдать в архив, Протокол".

Но он писал ив "протокол", а роман, в котором исследовал не "случай",

а закон современной действительности. Вот почему вопрос, вынесенный в

заголовок его книги, с такой силой отозвался в сердцах его современников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: