Любовь

Самым сложным писателю казался вопрос «о трагическом значении любви». Любовь рисовалась Тургеневу в соответствии с его философскими взглядами, стихийной и бессознательной силой, перед властью которой человек беззащитен. Многие критики отмечали, что писатель обычно испытывал волевые качества своих героев в их интимных отношениях, в их любви.

Произведения Т. по типу любовной интриги можно разделить на две группы. К первой относятся романы "Рудин", "Дворянское гнездо", "Накануне", "Новь", "Отцы и дети"; ко второй -- "Дым" и "Вешние воды".

В романах, относящихся к первой группе, Тургенева интересовали не столько личные отношения героев, сколько их общественные взгляды. Этой теме и подчиняется любовная интрига. Она основана на системе "треугольников", обеспечивающих ситуацию выбора: Рудин -- Наталья -- Волынцев, Лаврецкий -- Лиза – Паншин. В ходе развития любовной интриги проверяется состоятельность или несостоятельность героя, его право на счастье. Центром "треугольника" является женщина (тургеневская девушка). В образах главных героинь представлены три последовательные ступени вовлечения русской женщины 50 -- 70-х годов в общественную жизнь: Наталья и Лиза, еще только стремящиеся к общественной деятельности, Елена, уже нашедшая себе полезное дело, но пока что на чужбине, и Марианна, участница русского революционного движения, окончательно определившая цель своей жизни.

Любовная интрига в романе «Рудин» наиболее социальна и рациональна. Во время первого признания в любви, замечает автор, "они даже не поцеловались -- это было бы пошло и почему-то жутко".

Итак, в романах "Рудин", "Дворянское гнездо", "Накануне" и "Новь" героини влюбляются скорее в идеи, чем в их носителей.

Наибольшей функциональности любовная интрига достигает в романе "Отцы и дети", когда испытываются нигилистические идеалы Аркадия и Базарова. В отличие от других романов первой группы, здесь не одна, а две любовные истории. Кроме того, их завязка происходит только в середине романа.

Идейно-художественный замысел произведений "Дым" и "Вешние воды" определил своеобразие положенных в их основу конфликтов и взаимоотношений героев. Если в предыдущих романах центром "любовного треугольника" являлась женщина, то в этих произведениях -- мужчина (Ирина -- Литвинов -- Татьяна, госпожа Полозова -- Санин -- Джемма). Главным для писателя становится исследование иррациональной природы чувства. В произведениях не сказано ни слова относительно того, каковы были общественные взгляды Литвинова и Санина и тем более общественная деятельность. Тургенев даже подчеркивает аполитизм героев. Так, в "Вешних водах" он прямо говорит об отсутствии у Санина общественных интересов: "Тревожные чувства, обуревавшие лучшей частью тогдашней молодежи, были ему мало известны". Конфликт, на котором строятся эти произведения, -- противопоставление слабого духом героя (Литвинова и Санина) и сильной, властной героини (Ирины и г-жи Полозовой). Перед Литвиновым и Саниным стоит проблема выбора: или напряжение, или Таня и Джемма, которые несут своей любовью спокойствие, уверенность, умиротворение.

У Ирины огненная, ненасытная душа. С юных лет ею движут сильные чувства, и хорошие и дурные. Встреча с Литвиновым в Баден-Бадене воскресила в ней единственно настоящую любовь. Но прошедшие годы наложили неизгладимый отпечаток. В душевном холоде остывает и ее собственное, вначале как будто пылкое, чувстве". Герой романа Литвинов не столь цельный и самобытный, как Рудин, Базаров, Инсаров; это не деятельная, а страдающая фигура. "Ангел-хранитель" Татьяна спасает жалкую жертву "роковых страстей".

Тема "чада"переходит и в повесть "Вешние воды", где Тургенев показывает пошлость, которая засасывает. Санин -- человек благородный, пылкий, отважный, готовый жертвовать собой, если речь идет о деле чести. Но все это оказывается зыбким. Достаточно ему попасть в чадную атмосферу, как слепая, нелепая страсть стирает все -- и истинную любовь и благородство: Философия чувств у Тургенева противопоставляет иллюзорную любовь-страсть истинному чувству. Композиция этих произведений ведет к решительному утверждению величия подлинной любви, к пониманию того, что настоящее чувство вечно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: