Тургенев и его литературная характерология

С Ивана Тургенева начинается всемирная слава русской литературы. Тургенев формировался как художник и мыслитель в атмосфере напряженных духовных исканий русской интеллигенции 40-60-х годов прошлого века. Это оказало огромное влияние на творчество Тургенева.

Категория “характер” занимает в литературоведении особое место: сколь высока частотность употребления термина, столь и неопределенным остается его наполнение. “Характер – это совокупность психических свойств, из которых складывается личность человека и которые проявляются в его действии, поведении”.

Тургенев реалист. Тургенев осознает, что жизнь устроена значительно сложнее и не укладывается в рамки, созданные причинно-следственными отношениями. Есть вещи, которые невозможно рационально объяснить. В реализме, в отличие от романтизма эти идеи получают более глубокое воплощение.

Тургенев вводит в лит-ру образ ЛИШНЕГО ЧЕЛОВЕКА. И впервые употребляет это определение по отношению к своему герою. (Дневник лишнего человека). Лишний человек Тургенева лишен идеологического значения. Возникновение это образа во многом обусловлено тем, что Тургенев огромную часть своей жизни провел «на краю чужого гнезда». Он сам был лишним человеком. (Добролюбов же под определением «лишнего человека» подразумевал нечто бесполезное).

характерология

«дневник лишнего человека».

ОБРАЗ ЛИШНЕГО ЧЕЛОВЕКА, Главный герой Чулкатурин ведет дневник, ожидая своей смерти. Таким образом, он пытается разобраться в себе и своей жизни. Дневник обрывается вместе с жизнью героя, который так и не смог найти свое место. Чулкатурин считал себя лишним человеком. (л.ч –это человек замкнутый, скованный внутренними противоречиями, человек не понимающий зачем и для чего он появился на этом свете, человек, лишенный своего места в этом мире). Герой считал, что с детства смерть его отметила для себя, и он был лишен необходимых для жизни сил. Одно утешение – после смерти Чулкатурин перестал быть лишним человеком.

ОБРАЗ СЛАБОГО ЧЕЛОВЕКА (господин N.N). Сюжет слабого человека выстраивается по-другому, нежели у лишнего человека. В этом сюжете голос любви звучит не для другого, а для главного героя. Но и в этом случае герой оказывается в проигрыше. Слабый герой оказывается не в состоянии занять место, которое ему было предназначено. Слабый человек всегда опаздывает, тормозит. (Можно вспомнить Онегина).

Любовь-природа-красота и вопрос о человеческом бытие в творчестве тургенева (2-3 произведения)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: