4. Игрушки народов мира.
Литература:14, 28, 42, 43, 56, 61
Тема 6: Игрушка своими руками.
Творческие занятия в музее (практикум)
1. Знакомство с традиционными технологиями изготовления детских игрушек у разных народов: Игрушки из ткани, соломы, дерева, бумаги.
2. Разработка методических рекомендаций по изготовлению народных игрушек.
3. Изготовление куклы «Акань», «Рождественского ангела», «Соломенного коня» и др. игрушек.
Литература: 14,28,42,43,56,61
Тема 7: Работа с детской аудиторией
в художественном музее (семинар)
1. Психология детского творчества.
2. Арт-теропия и изотерапия, как направление музейно-педагогической деятельности.
3. Театральные упражнения и восприятие изобразительного искусства.
4. Экспонирование детского рисунка в музее.
Литература: 7, 8, 9, 18, 21, 23, 24, 39, 40, 41, 44, 62.
Тема 8: Музейные издания для детей
1. Разработка интерактивного музейного путеводителя для детей и их родителей.
2. Разработка и создание макетов музейных тетрадей для детей.
Литература:31, 39, 40, 43, 55
Тема 9: Социальное направление
в музейно-детской коммуникации
1. Подобрать материалы по теме «Социальные проекты в музее» в научной и учебной литературе, периодической печати, Интернете.
2. Оформить материалы в форме «дайджест», оформить библиографию.
3. Подготовить и представить сообщение о заинтересовавшем студента проекте.
Литература: 31, 43, 46, 52, 63, 67.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. История развития детского направления в музейной деятельности.
2. Воспитательный, обучающий и развивающий потенциал музейной среды.
3. Принципы работы с детьми в музее.
4. Гуманистическая педагогика – основа музейно-педагогической деятельности.
5. Педагогический процесс и закономерности его организации.
6. Интерактивность – как принцип образовательной деятельности.
7. Роль музейного педагога в образовательном процессе.
8. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста.
9. Особенности работы с детьми младшего школьного возраста в пространстве музея.
10. Психологические особенности подросткового возраста и учет этих особенностей в музейно-педагогической деятельности.
11. Старшеклассники в музее: противоречие между спросом и предложением (чего ждут от музея молодые люди).
15. Классификация методов музейно-педагогической работы.
16. Применение словесных, наглядных и практических методов в музейной среде.
17. Демонстрация, иллюстрация, видеоматериалы в музее.
18. Применение игрового метода и использование игровых методик в пространстве музея.
19. Театрализация и ролевые методы в музейной среде.
20. Роль метода погружения в прошлое и его реконструкции в формировании исторического сознания ребенка.
21. Формы работы музея с детьми. Проблема соответствия формы и психолого-педагогических особенностей аудитории.
22. Базовые формы музейно-педагогической деятельности в работе с детьми.
23. Методы проверки эффективности образовательной деятельности музея.
24. Особенности кружковой работы в музее.
25. Студии как ведущая форма, способствующая творческому развитию ребенка.
26. Привлечение подростков в музейные клубы по интересам. Организация деятельности клубов исторической реконструкции (исторической моды, доспехов и пр.).
27. Музейные праздники как форма организации общения и отдыха детей.
28. Обучение в музее: музейные уроки, организация исследовательской деятельности старшеклассников.
29. История становления и развития детских музеев за рубежом.
30. История и опыт работы детских музеев в России.
31. Детские музеи Я.П.Мексина, Ф.И.Шмита, Н.Бартрама, проект А.У. Зеленко.
32. Специфика деятельности детского музея: интерактивный отдел музейных фондов, дидактические и интерактивные выставки, особые формы работы с аудиторией.
33. Школьный музей. Организация деятельности.
34. Школьный музей как явление культуры: исторический аспект. Как организовать работу музея в школе.
35. Семья в музее. Психолого-педагогическая диагностика семьи.
36. Ребенок с родителями в музее: поведенческие модели.
37. Организация музейного пространства для семейных посетителей.
38. Этнопедагогика в музее. Сущность и содержание национального воспитания.
39. Использование элементов народной педагогики (сказки, пословицы, загадки, приметы и пр.) в музейно-образовательном процессе.
40. Игра и игрушка в музее.
41. Работа с детской аудиторией в художественном музее.
42. Развитие визуального мышления в художественном музее.
43. Методика художественного воспитания А.В. Бакушинского.
44. Методы и приемы работы с произведением изобразительного искусства.
45. Восприятие и познание искусства через собственное творчество.
46. Музейно-педагогические программы для детей: опыт ведущих музеев.
47. Реклама детских музейно-педагогических программ.
48. Музейные издания для детей.
49. Современные технологии на службе музея при работе с детьми.
50. Социальные проекты в музее.