Институт изобразительных искусств и дизайна
Кафедра истории, искусствоведения и музейного дела
МЕТОДИКА РАБОТЫ С ДЕТСКОЙ АУДИТОРИЕЙ В МУЗЕЕ
Учебно-методический комплекс для студентов,
обучающихся по специальности
070503 «Музейное дело и охрана памятников»
Тюмень,2008
Утвержден на заседании кафедры истории, искусствоведения и музейного дела 9 декабря 2008 г. (протокол №5)
Методика работы с детской аудиторией в музее: учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности «Музейное дело и охрана памятников» / автор-сост. Семенова И.Н. – Тюмень: ТГАКИ, 2008 – 16 с.
Рецензент – канд. пед. наук, профессор кафедры культурологии Тюм. гос. академии культуры и искусств С.А. Лицерова
Ó Автор-составитель: ст. преподаватель И.Н. Семенова
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Сущность, цель и задачи курса
Курс «Методика работы с детской аудиторией в музее» относится к дисциплинам специализации «Музейная педагогика: проектирование рекреакционно-образовательных программ». В последнее десятилетие образовательная деятельность стала одним из приоритетных направлений музейной деятельности. Музеи все энергичнее включаются в рамки, как основного, так и дополнительного образования. Взаимодействие музея и системы образования отражает характерную для современности тенденцию интеграции различных сфер знания и деятельности. Образовательная деятельность музея в сотрудничестве с институтами образования создает наиболее эффективные условия для погружения человека в мир культуры и искусства во всем богатстве их смыслов и проявлений.
|
|
Сегодня для работы в музеях и формирования представления о нем требуются люди с широким кругом интересов, хорошо образованные, глубоко понимающие сущность и ценность культурного наследия, хранителем и, что не мало важно, транслятором которого является музей. В современном мире музеи и музейные специалисты должны продемонстрировать, что они умеют брать свою долю ответственности за развитие общества. Следовательно, важное место в подготовке специалиста-музееведа занимает теоретическое осмысление и практическое освоение музейно-педагогических технологий.
Вследствие модернизации отечественного образования, современные институты обязательного и дополнительного образования все чаще рассматривают музей как альтернативную образовательно-воспитательную систему. Сложившиеся обстоятельства обусловили необходимость профессиональной подготовки специалистов, способных решать педагогические задачи в условиях музейной среды и образовательного учреждения.
|
|
Курс «Методика работы с детской аудиторией в музее», адресованный студентам, обучающимся по специальности «Музейное дело и охрана памятников», строится на тесной связи теории и практики.
В течение курса освещаются следующие вопросы: история развития детского направления в музеях, феномен детского музея в исторической ретроспективе, воспитательная роль и специфика школьного музея, психолого-возрастные особенности и проблемы изучения детской музейной аудитории, направления, формы и методы работы с детьми в музее, технологии музейно-педагогической деятельности и др.
Таким образом, цель дисциплины «Методика работы с детской аудиторией в музее» – сформировать представление о специфике музейно-педагогической работы в музее с детской аудиторией.
Задачи курса:
_ познакомить с отечественной и зарубежной практикой работы музеев с детьми;
_ раскрыть сущность основных направлений, форм, методов и приемов взаимодействия музея и детской аудитории;
_ формировать умение создавать научно-методические разработки на основе новых педагогических технологий с учетом знаний по педагогике, психологии, музееведению и профильным дисциплинам;
_ прививать навыки музейно-педагогической деятельности.
Место дисциплины
в профессиональной подготовке выпускников
1. Курс «Методика работы с детской аудиторией в музее» направлен на формирование профессиональных качеств, практических навыков будущего специалиста по специализации: «Музейная педагогика: проектирование рекреакционно-образовательных программ» ориентирует студентов на коммуникационную деятельность музея.
2. Курс «Методика работы с детской аудиторией в музее» опирается на знания студентов, полученные ранее по педагогике, психологии, музееведению, музейной педагогике, а также закрепляет умения студентов, приобретенные в ходе прохождения практик и формирует новые профессиональные умения и навыки.
Требования к уровню освоения курса
В ходе изучения курса у студентов должны быть сформированы:
а) знания о психолого-педагогических особенностях детской музейной аудитории, соответствующих данной аудитории формах, методах и примах музейно-педагогической деятельности; представления о деятельности специализированных детских музейных учреждениях, о специфике проектирования и моделирования образовательного процесса детской аудитории в условиях музейной среды;
б) умения контактировать с детской аудиторией согласно современным психолого-педагогическим подходам,внедрять дидактические формы, методы и приемы в музейно-образовательную практику, организовывать музейно-педагогическую деятельность в музее и в детских образовательных учреждениях.
Основными формами организации учебного процесса по курсу являются лекции, семинарские и практические занятия, в ходе которых студенты, на основе изученного материала формулируют собственные представления о возможностях сотрудничества музеев с детской аудиторией, целенаправленно, с последующим анализом посещают музейные мероприятия. Весомая часть занятий отводится под практикумы, посвященные разработке форм взаимодействия музеев с детской аудиторией.
Программа снабжена контрольными вопросами по курсу, планами семинарских занятий, методическими рекомендациями к практическим занятиям, списком литературы.