Победившей объявляется команда, набравшая большее количество баллов. Команда может потерпеть техническое поражение в случае 30-секундного молчания во время поединка и если команда сама признает потерю своей позиции или рефери фиксирует грубое нарушение правил проведения коммуникативного боя. После подведения итогов рефери приглашает для следующего боя две новые команды и предлагает выбрать новую тему для дебатов. За время урока (45 минут) может быть проведено 2–3 коммуникативных поединка. Применение технологии «коммуникативные бои» позволяет, в течение одного, урока принять участие в дебатах 20–25 ученикам.
Вариант № 2. «Стенка на стенку», или Дебаты «по-нашему»
Участники дебатов:
Сторона утверждающая: лидер группы — учащийся, член местного сообщества, администрации школы и т.д., высказывающий какой-либо спорный тезис, описывающий ситуацию (собственную или пример из новостей, истории и т.п.), и учащиеся, которые являются членами команды «За» и разделяют данную позицию.
Сторона отрицающая: лидер группы — оппонент, выдвигающий главный антитезис (собственный или пример из новостей, истории и т. п.), и учащиеся, которые являются членами команды «Против» и разделяют данную позицию.
Жюри: гости-эксперты — депутаты и помощники депутатов, представители органов местного самоуправления, администрации школы, другие эксперты (в отсутствие гостей функцию жюри выполняет учитель).
Ведущий: учитель или подготовленный старшеклассник — модератор процесса, который следит за временем, порядком раундов, работой команд.
Аудитория: учащиеся, разделенные на 2 группы: «За» и «Против» основного тезиса.
Вариант № 1. Время проведения 40-45 минут
Подготовительный этап:
1. Тему дебатов учитель и ученики выбирают заранее (например, за несколько дней до дебатов). При проведении требуется дополнительная домашняя подготовка участников к каждому раунду. В этом случае учитель или лидер группы становится координатором процесса подготовки: объясняет и распределяет задания раундов, назначает ответственных и контролирует ход подготовки к уроку.
Начало дебатов:
1. Объявление темы дебатов, представление гостей, участников команды (2 минуты).
2. Объяснение жюри и гостям заданий и последовательности их выполнения в ходе 6 раундов (выдача плана проведения раундов с учетом времени проведения); получение каждой командой правил поведения во время дебатов (2 минуты).
Далее смотрите пункт 7 — алгоритм проведения и критерии оценивания - дебатов.
Вариант № 2. Время проведения 80-90 минут
1. Презентация участвующих лиц, гостей (1–2 минуты).
2. Тему дебатов учитель и ученики выбирают на уроке.
Учителю предлагается:
- продемонстрировать (написать на доске и — ли вывести на экран проектора) и огласить предлагаемые темы дебатов;
-добавить свои темы или уточнить существующие с учетом специфики территории (школы, района) и интересов учащихся. Рекомендуется кратко и доступно прокомментировать каждую тему с целью сформировать у школьников понимание актуальности и содержания заявленных тем;
-уточнить основные понятия и тематические границы возможной
дискуссии (3 минуты).
3. Учащиеся выбирают заинтересовавшую их тему путем голосования (поднятие рук; иная форма голосования). На этом этапе необходимо уточнить
понимание темы учащимися, сформировать мотивацию к защите выбранной
позиции, выявить различные точки зрения. Ученики делятся на команды «За» и «Против» в отношении выдвинутой темы дебатов (5 минут).
4. Объяснение заданий и последовательности их выполнения в ходе 6
раундов, раздача памяток «Алгоритм проведения и критерии оценивания дебатов», «Как вести себя во время дебатов», принадлежностей для письменной работы и подготовки презентации (3 минуты).
5. Участники команд распределяют между собой задания раундов. В ситуации затруднения учитель сам распределяет задания. При уклонении участников группы от выполнения задания учитель может дополнительно оценить вклад и работу каждого участника (2–3 минуты).
6. Командам дается 20–25 минут на подготовку заданий: ведущий каждые 5–10 минут сообщает командам о количестве оставшегося времени и контролирует степень выполнения задания, а при необходимости помогает командам (40–45 минут).
7. Дебаты проходят в соответствии с алгоритмом проведения и критериями оценивания (30–40 минут).