Социально-психологические методы управления и их значение для развития социальной активности персонала и развития коллектива в целом

Методы управления можно рассматривать как способы воздействия субъекта управления на объект для достижения определенных целей. Методы управления многообразны, но их воздействие на персонал предприятия в целом и на каждого отдельного работника связано с мотивацией.

Совокупность потребностей, на достижение которых направлена деятельность людей определяет мотивационную направленность методов управления. Выделяют 3 группы методов управления:

1. Организационно-распорядительные методы.

2. Экономические

3. Социально-психологические.

Применение только матери­альных и властных мотиваций не позволяет в полной мере мобилизо­вать творческую активность персонала и каждого работника на дос­тижение целей организации.

Для достижения максимальной эффективности управления необ­ходимы духовные мотивации, на которые опираются социально-психологические методы управления. С помощью этих методов воздей­ствуют преимущественно на сознание работников, на социальные, этические, религиозные и другие интересы людей и осуществляют мо­ральное стимулирование трудовой деятельности. Моральная мотива­ция отличается особой сложностью и тонкостью.

Социально-психологические методы управления используются для решения следующих задач:

• диагностики профессиональной пригодности работников;

• оптимального подбора и расстановки кадров, т.е. для наиболее рационального формирования персонала;

• регулирования межличностных отношений в коллективе;

• повышения эффективности стимулирования деятельности ра­ботников;

• повышения эффективности воспитательной работы в коллек­тиве и укрепления дисциплины;

• рационализации трудовых процессов.

Социально-психологические методы управления предусматривают проведение необходимых исследований, которые могут быть подразделены следующим образом: изучение работника при помощи анкет, интервью, деловых игр по системе «человек о человеке», «коллектив о человеке», «человек о кол­лективе»; изучение, осуществляемое во время исполнения работником служебных обязанностей (наблюдение, эксперимент); изучение конеч­ного результата деятельности работника.

В ходе социальных и психологических исследований применяют­ся как открытое наблюдение, так и включенное наблюде­ние, т.е. полное вхождение исследователя в наблюдаемую среду на длительный отрезок времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: