Понятие «афазий» и его виды

При повреждении различных участков коры левого полушария и соединяющих эти участки нервных путей возникают нарушения речи – афазии. Формы и проявления афазий различны: это нарушение артикуляции речевых звуков, неспособность к построению осмысленной речи, даже если произнесение звуков не нарушено, это также неспособность понимать устную речь. В таблице 2 суммированы данные о роли различных областей мозга в речевой функции. Эта таблица базируется на результатах оценки патологии речи (афазий) при повреждении разных зон мозга.

Таблица 2. Симптомы речевых нарушений при повреждении различных зон мозга
Поврежденная область мозга Симптомы Название афазии
Лобная доля левого полушария, третья лобная извилина – зона Брока. Затруднения в произнесении слов. Понимание речи, чтение и письмо не нарушены. Больной осознает свой дефект. Афазия Брока
Височная доля левого полушария, задняя часть первой височной извилины или зона Вернике. Затруднения в произнесении звуков и слов отсутствуют, речь беглая, но бессмысленная, содержит несуществующие слова, ритм, интонации, грамматические формы сохранены. Понимание речи, чтение и письмо сильно нарушены. Больной не осознает дефект. Афазия Вернике
Нервные волокна, соединяющие третью лобную и заднюю часть височной извилины (зоны Брока и Вернике) Речь беглая, бессмысленная, повторение фразы затруднено. Сохранена некоторая способность к пониманию речи и чтению Проводниковая афазия
Область между первичной слуховой корой и зоной Вернике Понимание устной речи нарушено. Устная речь и письмо не нарушены. Понимание письменной речи сохранено. Словесная глухота
Угловая извилина – место соединения височной, теменной и затылочной долей левого полушария. Неспособность назвать предметы, имя человека, нарушение памяти на слова в их связи с предметами. Анатомическая афазия (аномия-неспособность вспомнить слово и дать название предметам и явлениям).
Обширное поражение левого полушария. Нарушение всех языковых функций. Глобальная афазия.

Корковые отделы левого полушария играют специфическую роль в восприятии, запоминании и воспроизведении речевого материала. Именно эти зоны необходимы для полноценного осуществления речевой функции как единого сенсорного, мыслительного и моторного процесса. Расположенные спереди зоны особенно важны для осуществления экспрессивной (выразительной) речи, расположенные сзади – для восприятия смысла речи. Взаимодействие речевых корковых зон осуществляется не только по горизонтали с помощью корково- корковых связей и взаимодействий, но и по вертикали, через таламические ядра. Другими словами, речевая функция непосредственно связана с функциями различных подкорковых образо­ваний мозга.

Итак, функциональная асимметрия мозга в связи с механизмами речи проявляется следующим образом. Тональный слух идентичен для обоих полушарий. Участие левого полушария необходимо для обнаружения и опознания артикулированных звуков речи, а правого – для опознания интонаций, транспортных и бытовых шумов, музыкальных мелодий. Восприятие и генерация звуков речи, а также более высокий уровень общей речевой активности, обеспечиваются левым полушарием, а улучшение выделения сигнала из шума – правым. Правое полушарие не способно реализовывать команду для продуцирования речи, но оно обеспечивает понимание устной речи и написанных слов. Понимание речи, осуществляемое правым полушарием, ограничено конкретными именами существительными, в меньшей степени – отглагольными существительными, еще в мень­шей степени – глаголами. Правое полушарие обеспечивает понимание эмоционального содержания интонаций, опознание по голосу, участвует в модуляции частот голоса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: