При повреждении различных участков коры левого полушария и соединяющих эти участки нервных путей возникают нарушения речи – афазии. Формы и проявления афазий различны: это нарушение артикуляции речевых звуков, неспособность к построению осмысленной речи, даже если произнесение звуков не нарушено, это также неспособность понимать устную речь. В таблице 2 суммированы данные о роли различных областей мозга в речевой функции. Эта таблица базируется на результатах оценки патологии речи (афазий) при повреждении разных зон мозга.
Таблица 2. Симптомы речевых нарушений при повреждении различных зон мозга | ||
Поврежденная область мозга | Симптомы | Название афазии |
Лобная доля левого полушария, третья лобная извилина – зона Брока. | Затруднения в произнесении слов. Понимание речи, чтение и письмо не нарушены. Больной осознает свой дефект. | Афазия Брока |
Височная доля левого полушария, задняя часть первой височной извилины или зона Вернике. | Затруднения в произнесении звуков и слов отсутствуют, речь беглая, но бессмысленная, содержит несуществующие слова, ритм, интонации, грамматические формы сохранены. Понимание речи, чтение и письмо сильно нарушены. Больной не осознает дефект. | Афазия Вернике |
Нервные волокна, соединяющие третью лобную и заднюю часть височной извилины (зоны Брока и Вернике) | Речь беглая, бессмысленная, повторение фразы затруднено. Сохранена некоторая способность к пониманию речи и чтению | Проводниковая афазия |
Область между первичной слуховой корой и зоной Вернике | Понимание устной речи нарушено. Устная речь и письмо не нарушены. Понимание письменной речи сохранено. | Словесная глухота |
Угловая извилина – место соединения височной, теменной и затылочной долей левого полушария. | Неспособность назвать предметы, имя человека, нарушение памяти на слова в их связи с предметами. | Анатомическая афазия (аномия-неспособность вспомнить слово и дать название предметам и явлениям). |
Обширное поражение левого полушария. | Нарушение всех языковых функций. | Глобальная афазия. |
Корковые отделы левого полушария играют специфическую роль в восприятии, запоминании и воспроизведении речевого материала. Именно эти зоны необходимы для полноценного осуществления речевой функции как единого сенсорного, мыслительного и моторного процесса. Расположенные спереди зоны особенно важны для осуществления экспрессивной (выразительной) речи, расположенные сзади – для восприятия смысла речи. Взаимодействие речевых корковых зон осуществляется не только по горизонтали с помощью корково- корковых связей и взаимодействий, но и по вертикали, через таламические ядра. Другими словами, речевая функция непосредственно связана с функциями различных подкорковых образований мозга.
|
|
Итак, функциональная асимметрия мозга в связи с механизмами речи проявляется следующим образом. Тональный слух идентичен для обоих полушарий. Участие левого полушария необходимо для обнаружения и опознания артикулированных звуков речи, а правого – для опознания интонаций, транспортных и бытовых шумов, музыкальных мелодий. Восприятие и генерация звуков речи, а также более высокий уровень общей речевой активности, обеспечиваются левым полушарием, а улучшение выделения сигнала из шума – правым. Правое полушарие не способно реализовывать команду для продуцирования речи, но оно обеспечивает понимание устной речи и написанных слов. Понимание речи, осуществляемое правым полушарием, ограничено конкретными именами существительными, в меньшей степени – отглагольными существительными, еще в меньшей степени – глаголами. Правое полушарие обеспечивает понимание эмоционального содержания интонаций, опознание по голосу, участвует в модуляции частот голоса.
|
|