К вопросу об определении и типологии ценностей

Процесс приобретения личностью социально значимых характеристик сознания и поведения органично включает в себя интериоризацию ценностей, под которыми понимаются обобщенные, устойчивые представления о том, что является должным, правильным, «социально желанным» в различных сферах общественной жизни [Kluckhohn 1962; Rokeach 1973; Леонтьев 2000]; «изначальные, высшие принципы», которыми руководствуется человек при выборе определенного типа поведения [Петров 2008].

«Врастание» индивида в большие и малые социальные общности характеризуется деятельностным распредмечиванием им общественных ценностей и превращением последних в «источники индивидуальной мотивации» [см.: Лебедева 2000: 73-74], побуждающие стимулы к достижению определенных целей. Одним из важнейших мотивов формирования и реализации личных жизненных планов, повседневного поведения человека являются ценностные ориентации, которые, будучи формой отражения в сознании личностных ценностей, представляют собой «предпочтения личности, позволяющие ей ранжировать объекты по значимости для нее» [Кононенко 2003: 463]. Можно утверждать, что ценностные ориентации и установки выступают социокультурными регуляторами жизнедеятельности, «“атомарными” составляющими наиболее глубинного слоя интенциональной структуры личности» [Шохин 2001: 535].

Типология ценностей может осуществляться на разных основаниях: типы деятельности; виды общественного сознания; потребности личности; ориентация на определенный объект или субъект; способы проявления ценности и др. [cм.: Rescher, 1969; Rokeach 1973; Ядов 1979; Розов 1998 и др.]. Так, с точки зрения сферы деятельности, можно выделить материальныеценностии ценности духовные, вбирающиев себя три начала: познавательное, нравственное и эстетическое, которым соответствуют Истина, Добро (Любовь) и Красота. Их можно назвать смысложизненными универсалиями, придающими бытию любого всеобщий смысл общечеловеческой значимости» [См.: Шумихина 2002: 20].

Приняв во внимание параметр «Я – Другие», можно выделить ценности, ориентированные на себя (self-oriented values) и ценности, ориентированные на Другого (other-oriented values). Так, согласно инициативному всероссийскому опросу ВЦИОМ, проведённому 6-7 декабря 2014 г. (было опрошено 1600 человек в 132 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России; статистическая погрешность не превышает 3,5%.), большинство наших соотечественников признают ценность семьи, Другого, например супруга, ценность семейного очага. 60% опрошенных считают, что семья создается в первую очередь для продолжения рода. Четверть опрошенных (23%) называет создание семьи нравственным долгом каждого человека. По словам респондентов, люди женятся ради того, чтобы быть рядом с человеком, готовым оказать поддержку в любой ситуации (43%), иметь возможность заботиться о ком-то (36%), не испытывая одиночество, никогда не расставаться с любимым человеком (31%), а также чтобы благоустроить свой быт и жить в уютном доме (38%). Симптоматично, что большинство людей по-прежнему уверено: лучше жить с супругом, чем одному. Они испытывают чувство ответственности за судьбу близкого человека (19%). Только 12% полагают, что в наши дни предпочтительнее не связывать себя брачными обязательствами, поскольку на женатых людей давят семейные обязанности: необходимость много работать для материального благополучия семьи. Кроме того, люди опасаются обмана и конфликтов, тревог и огорчений, связанных с детьми; ограничения личной свободы и карьерного роста, а также невозможности сохранить любовь, живя в семье [см.: http://www.pravmir.ru/60-rossiyan-sozdaet-semyu-radi-prodolzheniya-roda/]. Выборка показывает, что ценности могут пересекаться: так, ценность семьи и Другого получает нравственные, экономические, физические основания. Социоцентризм остается национальной ценностной константой.


Ян Цин


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: