Профессиональные пробы в школьной профориентации: поиски в потёмках

Блинов В.И., Сергеев И.С.

Страна переживает период реиндустриализации, заводам снова нужны руки рабочих и головы инженеров. Система образования отвечает на этот вызов, пытаясь экстренно строить профориентационную работу и осознавая, что эта работа должна иметь практическую направленность.

Профессиональные пробы – один из практикоориенированных форматов профориентации. Автором идеи принято считать японского учёного С.Фукуяму, который рассматривал профессиональную пробу как центральный этап в системе сопровождения профессионального выбора человека [10]. По-видимому, весь процесс сопровождения профессионального самоопределения может быть построен как цикл профессиональных проб, при этом, в зависимости от этапа самоопределения, могут использоваться игровые, учебные, учебно-профессиональные и профессиональные пробы.

Профессиональная проба – «профессиональное испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, завершенный процесс которого способствует сознательному, обоснованному выбору профессии» [3, с. 20]. Это определение было предложено группой авторов во главе со С.Н. Чистяковой в издании Кемеровского ИУУ 1995 года. Выдвинутые в том же издании идеи (о трёх этапах профессиональной пробы – вводно-ознакомительном, подготовительном, исполнительском; о трёх уровнях сложности профпробы; о трёх компонентах деятельности, которые должна моделировать профессиональная проба – технологическом, ситуативном, функциональном – и т.д.) – на протяжении последних 20 лет остаются своего рода неприкосновенным запасом. Не заметно ни дальнейшего развития этих идей, ни новых концептуальных подходов к осмыслению феномена профессиональных проб в отечественной педагогике.

С другой стороны, двадцать лет – немалый срок. За это время единственная в стране концепция профессиональных проб, к тому же снабженная технологичным механизмом реализации, могла бы воплотиться в массовой школьной практике. Однако вплоть до сегодняшнего дня профессиональные пробы продолжают своё латентное существование в статусе едва ли не самой экзотической формы профориентационной работы. В чём причина? «Невписываемость» профессиональных проб в образовательные программы и учебные планы школ? Большая ресурсоёмкость метода? Трудности, возникающие с интеграцией усилий нескольких организаций в процессе реализации проб?...

В тех немногих регионах России, где профессиональные пробы включены в систему профориентационной работы, оказывается, что все эти проблемы в принципе разрешимы. В чём же главная сложность?

Первое, что бросается в глаза при анализе немногочисленных программ реально разработанных профессиональных проб, независимо от их региональной или профильной принадлежности, - это хаос целеполагания, исключительный в своём роде.

В качестве одного из примеров приведем следующий набор из восьми целей, на достижение которых должна быть направлена профессиональная проба (пример заимствован из статьи И.Р. Сорокиной): 1) накопление специальных знаний, овладение умениями и навыками в рамках выбранной профессиональной деятельности; 2) овладение общепрофессиональными компетенциями (среди которых – осознание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса; овладение задатками речевой профессиональной культуры; овладение способностью работать в коллективе и команде, обеспечивая сплоченность, эффективность профессионального общения со сверстниками); 3) развитие общепрофессиональных компетенций (в том числе – способности определять задачи профессионального и личностного развития, осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, заниматься самообразованием); 4) приобретение основ трудовых (допрофессиональных, выборочно и частично – профессиональных) умений и навыков; 5) формирование опыта общеучебной и познавательной деятельности; 6) воспитание необходимых для трудовой деятельности качеств; 7) формирование интереса и положительного отношения к трудовой деятельности; 8) формирование потребности в собственной реализации личности в социуме посредством выбираемой профессии [9].

Другой набор формулировок целей реализации профильных проб содержится в региональном нормативном документе - «Положении об организации и проведении профессиональных проб в сетевом взаимодействии» Вологодской области (дальше по ходу статьи мы ещё вернёмся к этому документу). В качестве целей профессиональной ориентации обозначены: 1) повышение ценности предметных знаний, как ресурса для получения соответствующего профессионального образования; 2) развитие социально и профессионально значимых качеств и предпрофессиональных компетентностей; 3) корректировка профессиональных намерений обучающихся с целью повышения качества последующего профессионального обучения; 4) углубленное знакомство школьника с профессией или с классом профессий в практико-ориентированной деятельности; 5) формирование допрофессиональных знаний, умений, навыков, опыта практической работы в конкретной сфере профессиональной деятельности; 6) осознание или рефлексия школьником приобретенных знаний и опыта деятельности во время профессиональной пробы в плане выбора предпочитаемого направления профессиональной подготовки и построения личной профессиональной перспективы [7].

Программы курсов отдельных профессиональных проб, разработанных в Вологодской области, рассчитаны на относительно небольшой объём учебного времени (как правило, от 16 до 42 ч.). Поэтому формулирование в каждой из них всех шести целей, скопированных из обозначенного выше Положения, вызывает известное неудобство. Целью локальной профессиональной пробы не может быть «всё сразу». Поэтому для каждой пробы формулируется не больше 1-2 целей, зато они могут иметь любую направленность, в зависимости от персональных представлений автора программы, например:

­ «ознакомление обучающихся с правовыми, организационными, техническими и экономическими мерами, направленными на эффективное (рациональное) использование и экономное расходование топливно-энергетических ресурсов при проектировании дома» (проба «Строим умный дом»);

­ «углубление и расширение основных знаний и практических умений обучающихся в области деревянного домостроения» (проба «3-D проектирование деревянных лестниц»);

­ «формирование у обучающихся знаний и умений в пределах профессиональной компетенции, необходимой в работе электромонтажника (электромеханика) оборудования радио и телефонной связи» (проба «Основы электроники и конструирования электронных технологий»);

­ «выявление у школьников склонностей к работе в различных секторах сферы гостеприимства и туризма, к клиенто-ориентированной деятельности» (проба «Организация комплексного туристского обслуживания»);

­ «создать комфортные условия для получения практического опыта в профессии, развить творческие способности подростков» (проба «Профессия – слесарь-жестянщик») и т.д.

Известно, что цель представляет собой образ результата, поэтому нередко она и формулируется как ожидаемый результат. Так, в методическом пособии Е.Н. Пакалиной (Свердловская область) ожидаемые результаты прохождения профессиональной пробы представлены в виде знаний и умений. Согласно автору, по итогам выполнения профессиональных проб учащиеся должны:

­ знать: 1) содержание, характер труда в определенной сфере деятельности, требования, предъявляемые к личностным и профессиональным качествам специалиста; 2) общие теоретические сведения, связанные с характером выполняемой пробы; 3) технологию выполнения профессиональной пробы; 3) правила безопасности труда, санитарии, гигиены; 4) основные материалы, инструменты, оборудование и правила их использования на примере профессиональной пробы;

­ уметь: 1) выполнять простейшие операции; 2) пользоваться инструментом, материалом, документацией; 3) выполнять санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда; 4) соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями [5, с. 21].

Не менее интересен представленный в том же пособии набор «задач обучающегося», которые ставятся перед ним при прохождении профессиональной пробы: «1. Выбери профессиональную пробу. 2. Узнай о выбранной профессии как можно больше. 3. Примени на практике полученные знания. 4. Получи зачет по профессиональной пробе. 5. Подготовься к презентации своей пробы. 6. Получи свидетельство профессионала» [Там же, с. 25-26].

По мнению М.Н. Гурьяновой и В.М. Томиловой, «конечной целью организуемых школой уроков-проб является привлечение внимания к конкретному школьному предмету, повышение заинтересованности школьника в изучении материала данного предмета, выборе его в качестве ЕГЭ, на основе объединения представления о школьном предмете и возможной профессиональной деятельности в направлении данного предмета» [2].

Примечательно, что среди приведенных выше тридцати трёх вариантов целей профессиональных проб, только четыре имеют отношение к профессиональному выбору школьника.

Хорошо известно, что формулировка цели, даже если не относиться к ней серьезно, неизбежно определяет ход работы и качество итогового результата. К чему могут привести и приводят деформации в целеполагании профессиональных проб? Рассмотрим это на одном примере. (Нужно отметить, что это не только один из наиболее новых, но и один из лучших примеров в данной области). Речь идёт об уже упоминавшейся выше региональной модели организации системы профессиональных проб, разработанной и реализуемой в Вологодской области начиная с 2014 г.

Чтобы понять уникальность вологодского опыта, нужно учитывать, что профессиональные пробы, в общем случае, могут быть реализованы на одном из трёх уровней.

1. Персональный или групповой профориентационный проект (например, в формате профессионально ориентированного элективного курса предпрофильной подготовки), который реализуется школой на своей базе.

2. Профессионально-образовательная проба – проводится для школьников на базе организации СПО или вуза (в учебных лабораториях, мастерских, на учебно-производственных полигонах, на специально оборудованных производственных участков партнёрских предприятий «реальной сферы» и т.д.).

3. Работодательская профессиональная проба – организуется предприятием «реальной сферы» - потенциальным работодателем и проводится на его производственной базе.

Промежуточное место между первым и втором уровнями занимают профессиональные пробы, проводимые для школьников на базе организаций дополнительного образования детей, а также межшкольных учебных комбинатов (там, где они ещё сохранились). Практикоориентированность реализуемых здесь профпроб приближает их ко второму уровню; проблема в том, что образовательные организации данного типа, как правило, не имеют прямых связей с региональными работодателями, в отличие от организаций, реализующих программы СПО.

Для профессиональных проб, реализуемых в системе образования, оптимальным оказывается второй уровень, поскольку он в наилучшей степени обеспечивает сочетание практикоориентированности, методической грамотности и безопасной среды для учащихся. Однако реализация такой модели на основе двусторонних договорных отношений «школа – колледж/техникум» оказывается затруднена в силу содержательной ограниченности набора профессиональных проб, потенциально формируемого на базе одной организации СПО (а также из-за известных барьеров, часто существующих между школами и профессиональными образовательными организациями). Решение этой проблемы оказывается возможным в масштабах субъекта федерации, с использованием возможностей региональных органов управления образованием. Именно по такому пути пошли организаторы системы профессиональных проб в Вологодской области, результатом чего стали разработка и утверждение регионального «Положения об организации и проведении профессиональных проб в сетевом взаимодействии» [7].

Таким образом, основным достоинством вологодской модели профессиональных проб выступает широкое использование механизмов сетевого сотрудничества и социального партнерства. При этом в качестве партнеров при организации каждой из профессиональных проб выступают:

· с одной стороны – сеть общеобразовательных школ области, формирующая группы учащихся для прохождения различных профессиональных проб и осуществляющая непосредственную организацию прохождения профессиональной пробы обучающимися;

· с другой стороны – партнеры, разрабатывающие программы профессиональных проб и предоставляющие кадровые, учебно-методические, аудиторно-лабораторные и материально-технические ресурсы для их реализации. Это могут быть общественные организации (ВООО «Клуб IT – директоров Вологодской области»), предприятия «реальной сферы» (ООО «Логасофт», ООО «А-Элита»), профессиональные образовательные организации (Вологодский колледж связи и информационных технологий, Губернаторский колледж народных промыслов, Вологодский строительный колледж, Сокольский лесопромышленный политехнический техникум) или вузы (НОУ ВПО «Вологодский институт бизнеса»).

В качестве особенностей сетевой модели реализации профессиональных проб зафиксированы следующие положения:

- содержание профессиональных проб утверждается всеми образовательными организациями, участвующими в сетевом взаимодействии;

- форма документа, выдаваемого по итогам прохождения профессиональной пробы (зачетный лист, зачетная книжка, справка, сертификат) коллегиально утверждается участниками сетевого взаимодействия и согласовывается с муниципальным органом управления образованием;

- различные курсы профессиональных проб могут быть реализованы на базе школы, колледжа/техникума либо вуза;

- в состав соответствующих курсов, помимо собственно профессиональных проб, как правило, включаются экскурсии на профильные предприятия «реальной сферы» (например, в рамках курса профпробы «Организация комплексного туристского обслуживания» школьники посещают городские туристские организации, общаются с персоналом турагентств, менеджерами гостиниц г. Вологды).

Вторая особенность вологодской модели профессиональных проб – их значительный объем в общеобразовательной программе, охватывающий 4 учебных года (8-9 и 10-11 классы). Третья особенность – кластерный подход, предполагающий, что каждая из реализуемых профпроб соответствует какой-либо из профессий/специальностей, входящих в один из трех приоритетных региональных отраслевых кластеров (табл. 1). Очевидно, что это обеспечивает решение важнейшей задачи – привлечение абитуриентов к обучению по востребованным профессиям – на основе педагогически корректных средств, без использования манипулятивных стратегий.

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: