Тема 27. Творчество Ф.М. Достоевского

Творческая биография Ф.М. Достоевского: формирование нравственно-эстетических принципов, периодизация творчества. Достоевский и Белинский. «Натуральная школа» и роман писателя «Бедные люди». «Сентиментальный натурализм» (Ап. Григорьев) в оценках критики. «Поворот» от Гоголя к Достоевскому как одна из ключевых проблем в истории русской литературы.

Повесть «Двойник»: традиции «петербургских повестей». Особенности повествования и проблема фантастического. Идея двойничества. Значимость образа для дальнейшего творчества Достоевского. Поэтика повести. Художественные особенности повестей «Господин Прохарчин», «Хозяйке», «Слабое сердце». Новаторство художественной системы Достоевского. «Белые ночи»: образ одинокого мечтателя и образ Петербурга в романе. Романы и повести 1840-х гг. и традиции Гоголя (образ Петербурга, тема «маленького человека», стиль).

Каторга и ссылка и их духовные итоги («Записки из Мертвого дома»). Концепция почвенничества; журналы «Время» и «Эпоха». Произведения переходного периода («Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели», «Униженные и оскорбленные»). Европейская цивилизация в оценке автора «Зимних заметок о летних впечатлениях».

«Записки из подполья» – «проблемное введение» в пятикнижие Достоевского. «Человек из подполья» как особый тип героя в творчестве писателя. Развитие понятия «живая жизнь». Особенности жанра, традиции религиозной исповеди, покаянного псалма в повести. История создания «Преступление и наказание». Роман как «петербургский текст». «Генотип» героя (Ю. Селезнев): художественное пространство образа (Каин, Юлий Цезарь, Наполеон и др.). Раскольников как герой-идеолог. Событийность истины у Достоевского (М. Бахтин). Ситуация «порога» в романе. Структурные особенности пространства в романе. Жанровое своеобразие произведения.

Особенности религиозно-философских воззрений Достоевского. Проблема идеала в публицистике, записных книжках. Роман «Идиот». Христианская онтологичность эстетики, идея кенозиса и «положительно прекрасный человек» Достоевского. Князь Мышкин как «юродивый герой». Принцип «снижения» в поэтике романа. Русская духовная традиция понимания святости. Система персонажей. Сюжетно-композиционные особенности. Своеобразие финала. «Идиот» как «самый непрочитанный» роман Достоевского.

«Бесы» Достоевского и «полемический» роман его времени. Историософская концепция писателя. Факты «текущей действительности» и история создания романа. Смысл названия, роль эпиграфов. Образ бесовства, эсхатологические мотивы, мотив экзорцизма. Система персонажей. Своеобразие хронотопа в романе. «Бесы» в русской религиозно-философской критике.

Замысел романа «Подросток». Смысл названия. Тема «случайного семейства». Тема «беспорядка» и «широкости». Идея главного героя. «Русский скиталец» и русский странник. Исповедь Версилова. Образ Макара Долгорукого и традиция народной религиозной культуры. Сюжетно-композиционная организация произведения. Особенности повествования. «Подросток» и традиции «романа воспитания». Художественная полемика с Л.Н. Толстым.

«Дневник писателя» и его место в творчестве Достоевского 1870-х гг. Художественно-публицистическая природа. Проблема идеала в «Дневнике…» и в романах «Подросток», «Братья Карамазовы». Малая проза «Дневника…» («Бобок», «Мальчик у Христа на елке», «Мужик Марей», «Кроткая», «Сон смешного человека»).

«Братья Карамазовы» – итоговый роман Достоевского: отражение важнейших тем и идей. Замыслы последних лет и «Братья Карамазовы». Художественное осмысление национальной ментальности и общечеловеческой судьбы. Христианская антропология. Поэтика названия романа. Система персонажей. Сюжетно-композиционные особенности. Две философские концепции мира в произведении. Иван Карамазов как герой-идеолог. Сюжетная роль «Легенда о Великом инквизиторе». «Русский инок» в «Братьях Карамазовых». Связь эпиграфа и финала романа. Жанровое своеобразие романа.

Пушкинская речь Достоевского. Спор о христианстве и «русской идее». Достоевский и К. Леонтьев, Достоевский и Н. Федоров, Достоевский и Вл. Соловьев. Мировое значение творчества Достоевского. Достоевский и русский религиозно-философский ренессанс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: