Уровень

Материалы по контролю и оценке учебных достижений обучающихся

1. Задачи педагогической науки:

А) вскрытие закономерностей процесса обучения и воспитания

В) формирование детского коллектива

С) изучение духовного развития людей

Д) исследование человеческой природы

Е) изучение способностей учащихся и их учет

2. В систему педагогических наук входит:

А) этнопедагогика

В) фольклористика

С) этнография

Д) этнология

Е) этнопсихология

3. Образование как система представляет собой:

А) развивающуюся сеть учреждений разного типа уровней

В) состояние, тенденции и перспективы развития общества или воспроизведение, укрепление и совершенствование сложившихся в нём стереотипов

С) практику социализации человека и преемственность поколений людей

Д) целенаправленный процесс обучения и воспитания

Е) структуру государственной власти как самостоятельное направление в ряду других отраслей народного хозяйства

4. Фактор, влияющий на развитие личности:

А) наследственность

В) мнение учителя, товарищей, воспитание

С) психологический климат в коллективе

Д) родители

Е) мнение друзей

5. Объектом профессиональной деятельности учителя является:

А) целостный педагогический процесс

В) процесс обучения

С) воспитание учащихся

Д) проведение уроков, воспитательных мероприятий

Е) коллектив учащихся

6. Личностно-ориентированное воспитание – это:

А) воспитательная система, где ребёнок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса

В) целенаправленный и организованный процесс формирования личности

С) система закономерностей, действующих в определённой области

Д) специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников

Е) воспитательная система, при которой происходит формирование образа хорошо

обученного, воспитанного, интеллигентного человека

7. Интенсивное проявление потребности в самовоспитании, как правило, происходит:

А) в подростковом возрасте

В) в младенческом возрасте

С) в зрелом возрасте

Д) в пожилом возрасте

Е) в юношеском возрасте

8. Анкетирование – это:

А) метод массового сбора материала при помощи опросчиков

В) приём обучения, используемый учителем

С) активизация познавательной деятельности учащихся

Д) наблюдение за поведением детей на экскурсии

Е) часть метода воспитания

9. Опросный метод исследования:

А) интервью

В) рассказ

С) наблюдение

Д) дискуссия

Е) анализ ситуации

10. Дидактика – это:

А) раздел педагогики, разрабатывающий теорию обучения и образования

В) наука о закономерностях формирования личности

С) наука о закономерностях развития личности

Д) раздел педагогики об образовании, воспитании и развитии

Е) учение о народных методах воспитании

11. Принципами воспитания являются:

А) связь воспитания с жизнью и трудом

В) объективность и независимость воспитания

С) самовоспитание и перевоспитание

Д) нравственное воспитание и формирование личности

Е) поликультурное воспитание и развитие личности

12. Целостный педагогический процесс включает в себя:

А) учителя, ученика, цель, задачи, содержание, средства, формы, методы, приёмы

В) учителя и учеников, родителей, опекунов, репетиторов, воспитателей

С) учеников и их родителей

Д) цель, содержание

Е) цель, задачи, задания

13. Основные педагогические категории:

А) воспитание, образование, обучение

В) среда, наследственность, воспитание

С) знание, умение, навыки, общение

Д) школа, учитель, ученик

Е) развитие и формирование личности

14. Главным системообразующим компонентом в процессе обучения является:

А) цель обучения

В) педагогическая технология

С) метод обучения

Д) содержание образования

Е) форма обучения

15. Цель воспитания современной общеобразовательной школы:

А) способствовать умственному, нравственному, физическому развитию, раскрывать творческие возможности, обеспечивать условия для развития личности

В) формировать основанное на общечеловеческих ценностях коммунистическое мировоззрение, социальных, нравственных и эстетических отношений

С) развивать интеллектуальный уровень

Д) обеспечивать условия только для физического воспитания

Е) бороться с религиозными взглядами человека

16. К методам воспитания относятся:

А) беседа, лекция

В) наблюдение

С) конференция по предмету

Д) тематический вечер

Е) классный час

17. Принципы, которыми руководствуется классный руководитель при составлении воспитательного плана являются:

А) научности, оптимальности, перспективности, учёта специфических особенностей класса, школы, конкретности

В) научности, индивидуального, возрастного подхода, наглядности, самостоятельности, опоры на положительное

С) оптимальности, научности, перспективности, конкретности

Д) перспективности, традиций школы

Е) доступности, народности

18. Базовые понятия дидактики:

А) преподавание, учение, образование, обучение

В) ученик, учитель

С) учение, учебный процесс

Д) обучение, самообразование, самообучение

Е) учебная ситуация, метод обучения

19. По мнению Я.А. Коменского «золотое правило дидактики»:

А) наглядность

В) научность

С) систематичность

Д) доступность

Е) преемственность

20. Учебная программа:

А) определяет содержание и объём знаний по каждому учебному предмету, количество часов на изучение определённых тем, вопросов курса

В) определяет порядок изучения учебных дисциплин

С) это документ, в котором перечислены те предметы, которые будут изучаться в определённом классе

Д) это сертификат, определяющий состав учебных предметов

Е) документ, определяющий цель и задачи изучения учебной дисциплины

21. Признак определения типа урока и его структуры:

А) дидактические цели

В) деятельность учителя и учащихся на уроке

С) количество времени, отводимого на достижение главной цели

Д) количество структурных частей

Е) активность учащихся

22. Состав учеб6ных предметов по годам обучения устанавливается в следующем государственном документе:

А) учебный план

В) годовой план работы школы

С) устав школы

Д) учебные программы

Е) календарный план

23. В круг обязанностей организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы не входят:

А) составление расписания учебных занятий

В) планирование внеурочной воспитательной работы в школе

С) оказание методической помощи классным руководителям в организации воспитательной работы

Д) контроль за осуществлением планов воспитательной работы

Е) оказание методической помощи ученическому активу по проведению внеклассной воспитательной работы

24. В содержание вопросов, рассматриваемых на заседаниях педагогического совета, не входит:

А) репетиторская деятельность учителя

В) работа методических объединений

С) внедрение новых педагогических технологий

Д) распространение передового педагогического опыта, его изучение

Е) проблемы повышения эффективности воспитательной работы

25. Составление плана учебно-воспитательной работы на новый учебный год начинается с:

А) анализ работы школы за истекший год

В) определения основных направлений учебно-воспитательной и спортивно-массовой работы

С) планирования основных мероприятий

Д) формулировки задач учебно-воспитательной работы

Е) определения основных направлений воспитательной работы, методической работы

26. Основоположник научной педагогики:

А) Я.А. Коменский

В) А.С. Макаренко

С) Ж.-Ж. Руссо

Д) С.Т. Шацкий

Е) Д.К. Ушинский

27. Методология педагогической науки – это:

А) учение о воспитании и обучении

В) учение о социализации личности

С) учение о субъектах педагогического процесса

Д) учение о принципах построения теории в научном исследовании

Е) учение о целях образования, воспитания и самовоспитания

28. Выберите наиболее полный ответ. Основные отрасли педагогики:

А) общая педагогика, история педагогики, этнопедагогика

В) биология, физиология, анатомия

С) экономика, информатика, экология

Д) философия, социология

Е) этнография, этнология, фольклористика, этнопсихология

29. Образование как процесс:

А) это процесс достижения цели, способов получения результата, условий и форм организации обучения и воспитания

В) отражает свойства, характерные как для обучения, так и для воспитания

С) это результат реализации всех функций образовательного процесса в их единстве

Д) отражает этапы и специфику развития образовательной системы, как изменение её состояния за конкретный период

Е) представляет собой полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие человека

30. Основными видами самовоспитания являются:

А) самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоосуждение

В) ситуации доверия, контроля, саморегуляция

С) самоприказ, критика, замечания

Д) состязание, показ образцов и примера, создание ситуаций успеха

Е) убеждение, внушение, повествование, доказательство, призывы

31. Развитие:

А) количественные и качественные изменения в организме человека, происходящие под воздействием различных факторов

В) целенаправленный процесс формирования у людей заданных качеств

С) накопление количественных изменений в организме

Д) становление человека, как социального существа, которое происходит в процессе жизни и деятельности

Е) накопление качественных изменений в организме

32. На формирования отношения к чему-либо у старшеклассников более всего влияет:

А) мнение товарищей

В) мнение коллектива

С) мнение родителей

Д) мнение учителя

Е) собственное мнение

33. Наблюдение:

А) специально организованное восприятие объекта исследования

В) избирательный отбор сведений

С) знание о совместной деятельности учителя и учащихся в школе

Д) обработка полученной информации о сознании

Е) познание явлений органами осязания

34. К методу педагогического наблюдения можно отнести:

А) педагог ведёт наблюдение за развитием школьников при изучении отдельных тем курса с помощью компьютерных программ

В) дежурный учитель наблюдает за порядком в столовой

С) классный руководитель наблюдает за опрятностью одежды школьников

Д) на экскурсии учитель биологии вместе с учениками наблюдает за поведение муравьёв

Е) молодой учитель наблюдает за действиями опытного коллеги при изложении трудного учебного материала

35. Воспитание – это:

А) процесс целенаправленного влияния на развитие личности

В) ведущая сила информационно-оперативного развития человека

С) внутреннее необходимое самопроизвольное её изменение, определяемое внутренними противоречиями

Д) важнейшая форма под воздействием различных факторов: экономических, экологических, психологических

Е) становление личности под воздействием различных факторов

36. Термин «принцип обучения» означает:

А) руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса

В) дидактические закономерности, методы, формы, средства, приемы, задачи, правила, положения

С) дидактические законы, теории

Д) программы, схемы

Е) правила, нормы

37. Сущность целостного педагогического процесса характеризуется как:

А) функционирующая социально-образовательная система, имеющая свои специфические особенности

В) самоорганизующая система, не подверженная внешним условиям: социальным, психологическим

С) зависимая и обусловленная система

Д) система задания «извне», и полностью зависимая от внешних условий

Е) кратковременная система, зависимая от руководящих кадров

38. Субъективные факторы воспитания:

А) особенности проявления наследственности

В) влияние средств массовой информации

С) влияние климата и природных факторов

Д) уровень развития науки и техники

Е) влияние семейных отношений

39. Методологическая основа процесса обучения – это:

А) научная теория познания

В) теория личности

С) познавательные процессы

Д) культура умственного труда

Е) правила и приёмы обучения

40. Причина появления воспитания:

А) объективная потребность в подготовке человека к жизни

В) забота родителей о счастье детей

С) биологический закон сохранения вида, забота о здоровье

Д) прогресс науки и техники

Е) моногамность семьи

41. Стиль деятельности, основанный на содружестве участников педагогического процесса получил название:

А) педагогика сотрудничества

В) либеральное руководство

С) авторитарное руководство

Д) самоуправление

Е) попустительский

42. Сущность воспитания:

А) целенаправленный процесс формирования и развития личности

В) повседневное наблюдение за поведением и деятельностью ученика

С) умелое предъявление требований

Д) руководство учебной деятельностью ученика

Е) формы и методы воспитания

43. Процесс обучения – это:

А) целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие учащихся

В) система важнейших дидактических требований, соблюдая которые можно обеспечить эффективное функционирование учебного процесса

С) система знаний, умений и навыков, овладение которыми закладывает основы для развития и формирования личности человека

Д) способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по вооружению обучаемых знаниями, умениями и навыками

Е) познавательная деятельность ученика

44. Правило «от лёгкого к трудному» относится к принципу:

А) последовательности и систематичности

В) наглядности

С) научности

Д) доступности, прочности, проблемности

Е) связи теории с практикой

45. Наглядные методы обучения:

А) демонстрация наглядных пособий, иллюстрация

В) объяснение

С) беседа, рассказ, школьная лекция

Д) графическая работа, лабораторная работа

Е) работа с книгой

46. Дискуссия, активизирующая познавательную деятельность обучаемого рассматривается как:

А) метод обучения

В) закон обучения

С) принцип обучения

Д) закономерности обучения

Е) форма обучения

47. В круг обязанностей завуча школы не входит:

А) решение вопросов финансирования учебного процесса

В) контроль за выполнением учебных программ

С) организация методической работы

Д) составление расписания учебных занятий

Е) контроль за успеваемостью и поведением учащихся

48. Авторитарный стиль педагогического руководства – это:

А) единичное руководство, пресечение всякой инициативы

В) сотрудничество учителя и учащихся

С) оценивание фактов, а не личностей, группа принимает участие в обсуждении заданий и ходе работы

Д) дело обрекается на самотёк, каждый делает то, что хочет

Е) в зависимости от настроения и ситуации применяются различные методы и приемы руководства

49. Менеджмент педагогический:

А) комплекс принципов, методов организационных форм и технологических приёмов управления учебно-воспитательным процессом, направленный на повышение его эффективности

В) совокупность двухстороннего взаимодействия учителя и учеников на основе рыночных законов

С) процесс определения ценообразования, планирования, продвижения и реализации

Д) введение в целостный педагогический процесс законов и приёмов рыночных условий

Е) центральная фигура организации целостного учебно-воспитательного процесса, эффективно функционирующего воспитательного коллектива

50. Педагогический менеджмент – это:

А) комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приёмов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности

В) мироощущение и мировосприятие личности

С) склад ума, развитие мышления, педагогический такт, новаторские идеи, руководство ученическим коллективом

Д) совокупность представлений о природе наследственности

Е) отслеживание хода и результатов учебно-воспитательного процесса

51. На основе какого плана учитель составляет поурочный (оперативный) план?

А) тематический

В) годовой

С) перспективный

Д) учебный

Е) четвертной

52. Научная система взглядов о том, чему учить и как учить – это:

А) дидактика

В) преподавание

С) учение

Д) развитие

Е) воспитание

53. Основной вид деятельности учащихся, без которой невозможно обеспечить обучение – это:

А) учебно-познавательная

В) игровая деятельность

С) физкультурно-спортивная

Д) трудовая

Е) общественно-полезная деятельность

54. Методологической основой современной теории обучения является:

А) материалистическая теория познания

В) теория личности

С) законы развития природы

Д) законы развития общества

Е) принцип природосообразности

55. Какие из перечисленных форм не относятся к формам организации учебных занятий?

А) классный час

В) домашняя самостоятельная работа

С) практические и лабораторные работы

Д) экскурсии

Е) работа в учебных мастерских

56. Дидактика – это:

А) общая теория обучения и образования

В) основные методы обучения

С) закономерности познавательного процесса

Д) принципы обучения

Е) структура процесса общения

57. Основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями – это:

А) дидактические принципы

В) закономерности обучения

С) дидактические категории

Д) дидактические понятия

Е) дидактические определения

58. Какому принципу обучения соответствует такое правило дидактики как «обучайте так, чтобы учащийся понимал, что, почему и как нужно делать, и никогда механически не выполнил учебных действий, предварительно и глубоко не осознав их»?

А) сознательности и активности

В) прочности

С) наглядности

Д) систематичности и последовательности

Е) научности

59. Какому принципу обучения соответствует такое правило дидактики как «обучая и воспитывая, не забывайте, что понятия и абстрактные положения доходят до сознания учащихся легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами»?

А) наглядности

В) систематичности и последовательности

С) научности

Д) прочности

Е) сознательности и активности

60. Какому принципу обучения соответствует такое правило дидактики как «используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение учащимися системы знаний, разделяйте содержание учебного материала на логически завершённые части (шаги), последовательно их реализуйте, приучайте к этому учащихся»?

А) систематичности и последовательности

В) прочности

С) наглядности

Д) научности

Е) сознательности и активности

61. При определении современной «педагогики как науки о воспитании человека», понятие «воспитание» употребляется здесь:

А) в широком смысле, включая образование, обучении и воспитание человека на протяжении всей его жизни

В) в узком смысле, включая лишь вопросы образования и обучения человека

С) в широком смысле, включая образование, обучение и воспитание только лишь подрастающего поколения

Д) в узком смысле, включая лишь вопросы воспитания личностных качеств человека

Е) в узком смысле, включая лишь вопросы образования-самообразования и обучения-самообучения человека

62. Какой термин в настоящее время объясняет расширение пределов и смысла понятия «воспитание»?

А) антропогогика

В) педагогика

С) теория воспитания

Д) этнопедагогика

Е) сравнительная педагогика

63. Многовековой практический опыт воспитания, закреплённый в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике, философские, педагогические и психологические труды, текущая мировая и отечественная практика воспитания, данные специально организованных педагогических исследований и т.п. составляют:

А) источники развития педагогики

В) методы научно-педагогического исследования

С) методы воспитания и обучения

Д) методы изучения, обобщения и распространения педагогического опыта

Е) теорию и практику педагогической науки

64. Первые педагогические обобщения были сделаны и аккумулированы в такой науке, как:

А) философия

В) медицина

С) психология

Д) педагогика

Е) астрономия

65. Какие задачи ставятся перед педагогической наукой?

А) познание законов воспитания, вооружение педагогов-практиков знаниями теории учебно-воспитательного процесса

В) изучение воспитания как фактора духовно-нравственного развития подрастающего поколения

С) изучение и воспитания как фактора нравственного формирования и развития подрастающего поколения, его приобщение к труду

Д) направленное изучение проблем образования и обучения людей в современном мире

Е) исследование человеческой природы

66. Кто из учёных обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребёнком, но и «зоне его ближайшего развития»?

А) Л. С. Выготский

В) В.В. Давыдов

С) И.П. Подласый

Д) В.Ф, Шаталов

Е) Ш.А. Амонашвили

67. Почему в педагогике используется несколько дифиниций (определений) понятия воспитание?

А) воспитание – понятие настолько широкое и общее, что без специальных уточнений невозможно понять, о каком, собственно, воспитании идёт речь

В) множество дифиниций придаёт педагогике статус развитой теоретической науки

С) наличие дифиниций позволяет отличать воспитание в теоретическом смысле от употребления аналогичного термина в бытовой речи

Д) множество дифинций не придаёт педагогике статус развитой теоретической науки, но указывает на наличие противоречий в её исследованиях

Е) бытовое употребление понятия «воспитание» не точно передаёт смысл последнего и не может быть использовано для построения научной теории

68. Определите, в какую группу включены разделы наук, составляющие систему педагогических наук:

А) общая педагогика, социальная педагогика, методики изучения отдельных предметов, специальная педагогика, история педагогики

В) педагогика дошкольных учреждений, социология, педагогика школы, философия, психология, педагогика высшей школы, педагогика профессионально-технического образования

С) общая педагогика, этика, эстетика, возрастная физиология, дошкольная педагогика, школьная гигиена, анатомия, школоведение, история школы

Д) дидактика, психология, история, философия, школоведение, теория воспитания, математика, школьная гигиена, сравнительная педагогика

Е) философия, этика, история, физиология, анатомия, гигиена, математика, педагогика, возрастная и педагогическая психология

69. Наука об эмперическом опыте этничских групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических, эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации – это:

А) этнопедагогика

В) народная педагогика

С) народная психология

Д) народная этика

Е) народная философия

70. Что изучает олигофренопедагогика?

А) воспитание умственно отсталых детей

В) воспитание слепых детей

С) воспитание детей с нарушением слуха

Д) воспитание талантливых детей

Е) воспитание нормальных детей

71. Какая педагогическая дисциплина изучает тенденции и закономерности развития воспитания и систем образования в различных странах?

А) сравнительная педагогика

В) школоведение

С) история педагогики

Д) педагогика высшей школы

Е) дидактика

72. Методологической основой педагогики является:

А) диалектико-материалистическое учение о формировании и развитии личности

В) теория личности и коллектива

С) идеалистическая философия

Д) закономерности и принципы воспитания

Е) теория об эволюционном развитии, учение о первой и второй сигнальных системах

73. Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела. Какие?

А) общие основы, дидактика, теория воспитания, школоведение

В) дошкольная педагогика, дидактика, педагогика взрослых, теория воспитания

С) философия, психология, педагогика, социология

Д) дошкольная педагогика, педагогика младшего, среднего и старшего школьного возраста

Е) дошкольная педагогика, школьная педагогика, семейная педагогика

74. Определённую группу педагогических наук, исследующих закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений составляют:

А) частные или предметные методики

В) положения теории воспитания

С) общие основы педагогик

Д) положения педагогики труда

Е) дошкольная и школьная дидактики

75. Педагогика, как и любая наука, развивается в тесной взаимосвязи с другими науками. Какие науки составляют базу для понимания биологической сущности человека – развития его высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы, первой и второй сигнальных систем, развития и функционирования органов чувств и т.д.:

А) анатомия и физиология

В) теория воспитания и дидактика

С) школьная гигиена

Д) философия и физиология

Е) социология и психология

76. Какая наука помогает педагогике на основе знаний закономерностей развития психики человека, планировать и определять эффективность тех воспитательных воздействий, которые приводят к намеченным изменениям во внутреннем мире и поведении человека:

А) психология

В) социология

С) физиология

Д) возрастная физиология

Е) сравнительная педагогика

77. Двусторонний процесс деятельности учителя и учеников, направленный на созидательное и прочное овладение системой знаний, умений и навыков, в ходе которого осуществляется развитие умственных способностей и познавательных интересов учащихся, овладение методами познавательной деятельности, формируется научное мировоззрение, закрепление навыков самообразования – это:

А) обучение

В) общение учителя с учениками

С) организация самостоятельной учебной работы учеников

Д) процесс деятельности учителя, направленный на передачу ученикам знаний, умений и навыков, подготовку к жизни

Е) самообразование, самообучение, самовыражение, самоопределение, самовоспитание, саморазвитие

78. Процесс и результат овладения обучаемым определённым объёмом систематизированных знаний, умений и навыков, способов мышления – это:

А) образование

В) деятельность учащегося

С) воспитание

Д) перевоспитание

Е) деятельность учителя

79. Системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических размышлений – это:

А) главный критерий образованности

В) главный критерий воспитанности

С) главный критерий нравственной воспитанности

Д) главный критерий развития личности

Е) главный критерий обученности

80. Все виды и типы образовательных учреждений, которые создаются и функционируют в республике для передачи и приёма опыта поколений согласно определённым целям, программам, структурам, с помощью специально подготовленных педагогических кадров составляют:

А) систему образования

В) систему воспитания

С) систему обучения

Д) технологию обучения

Е) технологию образования

81. Личность определяется мерой:

А) присвоения ею общественного опыта и мерой её отдачи обществу

В) включения человека в процесс воспитания и перевоспитания

С) включения человека в учебно-воспитательный процесс

Д) присвоения ею общественного опыта

Е) общения человека в условиях целостного педагогического процесса

82. Непременное условие развития способностей детей и дарований человека, достижения им успеха – это:

А) активность самой личности

В) совместная деятельность школы, семьи

С) деятельность педагога

Д) деятельность родителей

Е) активность педагогов и родителей

83. Какие из нижеследующих утверждений раскрывают признаки гуманного воспитания:

А) уважение прав и свобод личности, уважение к позиции воспитанника, ненасильственное формирование требуемых качеств

В) уважение прав и свобод личности, обязательное формирование личностных качеств, которые для отдельных людей могут противоречить их убеждениям (религиозным, гуманитарным и др.)

С) отказ от централизованного школьного воспитания, воспитание дома, в семье

Д) вседозволенность, поощрение, не использование наказаний, полная свобода действий воспитанника

Е) попустительство в воспитании

84. Определите, какие из нижеследующих утверждений составляют требования личностного подхода в воспитании:

А) личностный подход обязывает воспитателей исходить из учёта направленности личности, её жизненных планов и ценностных ориентаций, опирается на возрастные и индивидуальные особенности воспитанников

В) личностный подход предполагает участие воспитанников в совместном обсуждении программы воспитания

С) личностный подход указывает на необходимость учёта возрастных особенностей в воспитании;

Д) личностный подход требует учёта индивидуальных особенностей воспитанников

Е) личностный подход нацеливает воспитателя на изучение личности воспитанника и организацию воспитательного процесса на основе интересов, пожеланий и запросов воспитанников

85. Сущность транслирующей функции образования как средства формирования национального самообразования, реализации культурно-языковых интересов общества состоит в:

А) обеспечение целостности и воспроизводимости этнонациональных сообществ

В) формировании и развитии национального самосознания

С) выявление национально-культурных потребностей человека, этнических групп

Д) обеспечение взаимодействия, взаимопроникновения и взаимообогащения культур

Е) обеспечении интеграции личности в системы мировой и национальной культуры

86. Образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путём приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры, называют:

А) этнокультурное образование

В) этнокультурное самообразование

С) этнопедагогическое образование

Д) этносоциальное образование

Е) этнопедагогическая подготовка

87. Под поликультурной личностью понимается:

А) индивид, ориентированный через культуру своего народа к восприятию культурного наследия других

В) индивид, ориентированный на изучение культуры народов, живущих от него в непосредственной близости

С) индивид, ориентированный на изучение культуры других народов

Д) индивид, ориентированный на всесторонне изучение культуры своего народа

Е) индивид, ориентированный на изучение языка и литературного наследия своего народа

88. Сознательная и планомерная работа педагога над собой, направленная на формирование и развитие таких свойств и качеств, которые отвечают требованиям общества и личной программе развития, называется:

А) самовоспитанием

В) самоусовершенствованием

С) саморазвитием

Д) самоуправлением

Е) самодеятельностью

89. Самовоспитание личности – это:

А) осознанная и целеустремлённая работа человека над формированием у себя желаемых черт, качеств и норм поведения

В) целенаправленный процесс, осуществляемый под руководством педагога

С) целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие личности

Д) систематическая работа человека, связанная только с поиском и усвоение знаний в интересующей области

Е) самоконтроль, самостоятельная работа с книгой

90. Стиль работы учителя, в основе которого непосредственное воздействие учителя, беспрекословное подчинение его воле, указаниям, распоряжениям:

А) авторитарный

В) принудительный

С) либеральный

Д) требовательный

Е) демократический

91. Стиль деятельности, основанный на содружестве участников педагогического процесса, получил название:

А) педагогика сотрудничества

В) коммунарская методика

С) авторитарное руководство

Д) самоуправление

Е) либеральное руководство

92. Назовите компоненты педагогического мастерства:

А) гуманистическая направленность, профессиональные знания, педагогические качества, педагогическая техника

В) профессиональные знания, аутотренинг, релаксация

С) конструктивные качества, педагогическая этика и такт

Д) педагогическая техника, педагогические качества, креативные качества, гуманизм, педагогический такт

Е) гуманистическая направленность, коммуникативность, динамизм

93. Понятие субъекта, объединяющего в себе биологические и социальные свойства и качества – это:

А) человек

В) индивид

С) индивидуальность

Д) субъект деятельности

Е) личность

94. Понятие субъекта, объединяющего в себе социальные качества (речь, сознание, привычки и др.) и свойства – это:

А) личность

В) человек

С) индивид

Д) индивидуальность

Е) объект деятельности

95. «Направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов (семья, школа, средства массовой информации, литература, искусство, трудовые коллективы, органы правопорядка и др.) с целью формирования и него определённых знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни» - так определяют понятие воспитание:

А) в узком социальном смысле

В) в педагогическом значении

С) в широком социальном смысле

Д) в психологическом смысле

Е) в его политическом значении

96. Основные факторы, влияющие на формирование и развитие личности:

А) воспитание, среда, наследственность

В) общение, самовоспитание, деятельность

С) объект и субъект воспитания

Д) активность личности, акселерация

Е) объект и самовоспитание

97. Какой из перечисленных ниже факторов, оказывающих влияние на развитие и формирование личности, не относится к разряду внешних факторов:

А) наследственность

В) деятельность, сознательность

С) уровень общественного развития

Д) воспитание

Е) общение

98. Взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, а также в его познавательной и творческой деятельности – это:

А) развитие

В) саморазвитие

С) становление

Д) формирование

Е) совершенствование

99. Какие качества передаются от родителей детям:

А) тип нервной системы, темперамент, задатки, служащие основой развития индивидуальных способностей человека

В) черты характера, особенности интеллектуальной деятельность, условные рефлексы, талант, эмоциональный опыт

С) социальный опыт, эмоциональная, интеллектуальная культура

Д) нравственные качества, эстетические вкусы, особенности интеллектуальной деятельности, правовая культура, трудовая направленность, опыт эмоциональной и творческой деятельности

Е) жестокость, алчность, агрессивность, склонность к правонарушениям

100. Вставьте пропущенное слово в следующее утверждение: «Чтобы стать …, человек должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть свои внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нём жизнью и воспитанием»:

А) личностью

В) руководителем

С) учителем

Д) учёным

Е) объектом

101.В развитии личности универсальный характер имеют противоречия между:

А) потребностями и возможностями личности

В) личностью воспитателя и родителями

С) личностью воспитателя и воспитанника

Д) количественными и качественными изменениями в личности

Е) внутренними и внешними факторами развития личности

102. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется:

А) среда

В) наследственность

С) воспитание

Д) семья

Е) улица

103. Такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов, др., - составляют понятие …

А) социальная среда

В) наследственность

С) ближайшая среда

Д) воспитание

Е) общество

104. Такие составляющие, как семья, родственники, друзья – определяют понятие:

А) ближайшая среда

В) воспитание

С) социальная среда

Д) наследственность

Е) отдалённое окружение

105. Какие стадии проходит в своём становлении человек?

А) биологическую, социальную

В) физическую, эстетическую

С) качественную, количественную

Д) физическую, психическую

Е) возрастную, нравственную

106. Результаты процесса воспитания отражают достигнутый личностью или коллективом:

А) уровень воспитанности

В) кругозор

С) показатель качества воспитания

Д) стадии развития коллектива и личности

Е) качество личности

107. Для какой возрастной группы детей «ведущей деятельность» является учебная:

А) с 6 до 10 лет

В) с 15 до 18 лет

С) с 3 до 6 лет

Д) с 11 до 15 лет

Е) до 3-х лет

108. Ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте называют:

А) акселерация

В) самовоспитание

С) воспитание

Д) самосовершенствование

Е) формирование

109. Характерные для определённого периода жизни анатомо-физиологические и психические качества называются:

А) возрастные особенности

В) акселерация

С) периодизация возрастного развития

Д) индивидуальные особенности

Е) личностные особенности

110. У педагогов акселерация ассоциируется:

А) с рассогласованием процессов физиологического созревания организма и социализации личности

В) с ускоренным созреванием организма, развитием психических функций

С) с ускоренными темпами физического развития, физиологического созревания организма

Д) с ускоренным развитием психических функций

Е) с равномерным характером течения процессов физиологического созревания организма и социализацией личности

111. Основу педагогической периодизации возрастного развития составляют:

А) стадии физического и психического развития, а также условия, в которых протекает воспитание

В) стадии физического и психического развития, без учёта условий, в которых протекает воспитание

С) стадии эмоционального и творческого развития, а также условия, в которых проживает воспитанник

Д) только условия, в которых протекает воспитание

Е) стадии эмоционального и творческого развития, без учёта условий, в которых проживает воспитанник

112. В педагогической классификации возрастной период от 1 до 3 лет называется:

А) преддошкольный возраст

В) младенчество

С) дошкольный возраст

Д) младший школьный возраст

Е) средний дошкольный возраст

113. В педагогической классификации возрастной период от 3 до 4 лет называется:

А) младший дошкольный возраст

В) средний дошкольный возраст

С) преддошкольный возраст

Д) младенчество

Е) старший дошкольный возраст

114. В педагогической классификации возрастной период от 4 до 5 лет называется:

А) средний дошкольный возраст

В) преддошкольный возраст

С) младенчество

Д) старший дошкольный возраст

Е) младший школьный возраст

115. В педагогической классификации возрастной период от 5 до 6 лет называется:

А) старший дошкольный возраст

В) преддошкольный возраст

С) младенчество

Д) младший школьный возраст

Е) средний дошкольный возраст

116. В педагогической классификации возрастной период с 6 до 10лет называется:

А) младший школьный возраст

В) дошкольный возраст

С) предшкольный возраст

Д) старший школьный возраст

Е) средний школьный возраст

117. В педагогической классификации возрастной период с 10 до 15 лет называется:

А) средний школьный возраст

В) старший школьный возраст

С) младший школьный возраст

Д) дошкольный возраст

Е) юношеский период

118. В педагогической классификации возрастной период от15 до 18 лет называется:

А) старший школьный возраст

В) младший школьный возраст

С) дошкольный возраст

Д) юношеский период

Е) средний школьный возраст

119. Почему в 5-6 классах успеваемость и дисциплинированность школьников снижается?

А) ученик внутренне не подготовлен к изменению условий учения, новым требованиям

В) родители уделяют меньше внимания воспитанию учеников, чем учителя начальных классов

С) учителя и классные руководители уделяют меньше внимания воспитанию учеников, чем учителя начальных классов

Д) начальная школа не даёт достаточного развития, необходимого для обучения в 5-м классе

Е) детям надоело учиться, родители не уделяют достаточного внимания воспитанию детей

120. Правильно ли при комплектовании 10-х классов учитывать реальную готовность школьников к продолжению образования по избранному профилю?

А) правильно, так как комплектование 10 класса учениками одинакового уровня подготовки и направленности интересов обеспечивает возможность существенно повысить качество образования

В) неправильно, так как нельзя одни классы комплектовать только сильными учениками, а другие – слабыми; в каждом классе должны быть и сильные и слабые ученики

С) правильно, так как подобная дифференциация обучения приводит к возникновению элитарных школ, классов

Д) неправильно, так как все выпускники 9 класса имеют одинаковую степень готовности к продолжению образования в 10-11 классах и их можно распределить в любой без исключения класс

Е) неправильно, так как подобная дифференциация приводит к появлению элитарных школ, классов, что противоречит принципам социальной справедливости

121. Пути, способы познания объективной реальности называют:

А) методами исследования

В) методами формирования

С) методами воспитания

Д) методами обучения

Е) методами развития

122. Специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях называют:

А) научное наблюдение

В) тестирование

С) естественный эксперимент

Д) лабораторный эксперимент

Е) анкетирование

123. В каких случаях, из приведённых ниже, наблюдение выполняет функции метода научного исследования?

А) педагог ведёт наблюдение за развитие школьников при изучении отдельных тем курса с помощью компьютерных программ

В) учитель наблюдает, чтобы ученики не списывали друг у друга при выполнении контрольной работы

С) дежурный учитель наблюдает за порядком в столовой

Д) классный руководитель следит, чтобы дети приходили опрятными в школу

Е) на экскурсии учитель биологии наблюдает вместе с учащимися за поведением муравьёв

124. Научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях называют:

А) педагогический эксперимент

В) тест

С) опыт

Д) наблюдение, моделирование

Е) формирование

125. В зависимости от цели, которую преследует эксперимент, различают такие его виды, как:

А) констатирующий, противоречивый, формирующий

В) параллельный, перекрёстный, последовательный

С) естественный, лабораторный, внелабораторный

Д) научный и ненаучный

Е) научный и житейский

126. О каком виде эксперимента идёт речь: он представляет собой научно организованный опыт проверки выдвинутой гипотезы без нарушения учебно-воспитательного процесса, его выбирают в том случае, когда есть основания полагать, что сущность нововведения необходимо проверять только в реальных условиях и что ход и результаты эксперимента не вызовут нежелательных последствий:

А) естественный эксперимент

В) лабораторный эксперимент

С) проверочный эксперимент

Д) контрольный эксперимент

Е) формирующий эксперимент

127. Какой метод исследования основан на изучении и теоретическом осмыслении практики работы лучших школ и учителей:

А) метод изучения и обобщения передового педагогического опыта

В) метод теоретического анализа педагогических идей

С) социологический метод исследования

Д) метод изучения школьной документации и продуктов деятельности учащихся

Е) метод исследовательской беседы

128. Метод наблюдения лучше всего следует использовать:

А) на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами

В) как универсальный метод изучения личности воспитанника

С) как универсальный метод изучения педагогической действительности

Д) на заключительном этапе исследования как самостоятельный метод

Е) как универсальный метод изучения деятельности воспитателя и воспитанников

129. Разновидностью беседы как метода научно-педагогического исследования являются:

А) интервьюирование

В) тестирование

С) анкетирование

Д) рассказ

Е) описание

130. Какой из перечисленных ниже методов научно-педагогического исследования не относится к группе эмпирических методов:

А) моделирование

В) анкетирование

С) эксперимент

Д) беседа

Е) наблюдение

131. Развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых, называют:

А) педагогическим процессом

В) процессом перевоспитания

С) процессом обучения

Д) процессом образования

Е) процессом воспитания

132. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет:

А) сущность педагогического процесса

В) закономерности педагогического процесса

С) проблему педагогического процесса

Д) перспективу педагогического процесса

Е) разновидность педагогического процесса

133. В общем, понятие педагогически процесс является тождественным термину:

А) учебно-воспитательный процесс

В) процесс развития личности

С) процесс воспитания

Д) процесс формирования личности

Е) процесс обучения

134. Участники педагогического процесса – это:

А) учителя, родителя, учащиеся

В) родительский комитет, администрация школы

С) учащиеся, родители, администрация школы

Д) учителя, учащиеся, общественные организации

Е) родители, учителя, общественные организации

135. Педагогический процесс как функционирующая система есть:

А) обмен деятельностью участников педагогического процесса

В) раскрытие содержания воспитания и обучения

С) систематическое использование разнообразных средств воспитания

Д) направленное применение методов и приёмов воспитания

Е) конкретизация основных задач воспитания

136. Субъективные факторы воспитания составляют:

А) воспитатели и воспитанники, взаимодействие между ними, сложившиеся отношения, психологический климат

В) развитие методов воспитания, наличие принципов воспитания

С) уровень развития науки и техники, совершенствование производственных отношений

Д) улучшение материального положения детей, развитие демократии и гласности

Е) условия воспитания (материально-технические, социальные, санитарно-гигиенические и педагогические)

137. Ни одно решение учителя об управлении ходом педагогического процесса не может быть эффективным, если:

А) в его основе нет точного знания о состоянии управляемого объекта

В) оно не согласовано с администрацией школы

С) не находит поддержки родителей, общественности

Д) осуществляется не на уроках

Е) рассчитано не на коллектив учащихся

138. В чём выражается комплексность воспитательного процесса?

А) в единстве цели, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчинённых идее целостности формирования личности

В) в диалектичности процесса воспитания

С) в отдалённости процесса воспитания от момента непосредственного воспитательного воздействия

Д) в динамичности, подвижности и изменчивости процесса воспитания

Е) в нём проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обуславливающие своим совокупным действием всю сложность процесса воспитания

139. Построение системного представления о педагогическом процессе связано со знанием:

А) основных закономерностей педагогического процесса

В) методов сбора информации

С) переменных педагогического процесса

Д) элементов деятельности участников педагогического процесса

Е) моделирования положительного опыта работы школы

140. Какая из закономерностей педагогического процесса отражает его социально обусловленный характер?

А) обусловленность педагогического процесса социально-экономическим потребностям общества

В) зависимость эффективности педагогического процесса от соответствия возрастным особенностям и уровню развития коллектива учащихся, его отдельных членов

С) в педагогическом процессе школы с возрастом растёт усилие влияния коллектива на личность

Д) тщательно организованное взаимодействие учащихся есть условие повышения эффективности педагогического процесса

Е) педагогический процесс не одномерен, но длителен по времени функционирования

141. Какая из закономерностей педагогического процесса ориентирует на особенности его организации и управления:

А) зависимость эффективности педагогического процесса от соответствия возрастным особенностям и уровню развития коллектива учащихся, его отдельных членов

В) обусловленность педагогического процесса социально-экономическими потребностями общества

С) определённая целенаправленность педагогического процесса

Д) компоненты педагогического процесса не равнозначны по отношению друг к другу, и существует их определённая соподчинённость

Е) педагогический процесс не одномоментен, но длителен по времени функционирования

142. Какая из закономерностей педагогического процесса определяет специфику педагогического процесса:

А) педагогический процесс не одномоментен, но длителен по времени функционирования

В) тщательно организованное взаимодействие учащихся есть условие повышения эффективности педагогического процесса

С) в педагогическом процессе школы с возрастом растёт усилие влияния коллектива на личность

Д) зависимость эффективности педагогического процесса от соответствия возрастным особенностям и уровню развития коллектива учащихся, его отдельных членов

Е) обусловленность педагогического процесса социально-экономическим потребностям общества

143. Педагогический процесс обусловлен:

А) социально-экономическими потребностями общества

В) взаимоотношениями школы, семьи и общественных организаций в процессе воспитания

С) взаимоотношениями школы и семьи в процессе воспитания и обучения

Д) знаниями и умениями учителя и воспитателя

Е) материально-технической базой школы

144. Педагогический процесс имеет:

А) определённую целенаправленность

В) не определённую цель деятельности

С) методологическую помощь

Д) материальную и спонсорскую поддержку

Е) материально-техническое обоснование

145. На основе какого плана учитель составляет поурочный (оперативный) план:

А) тематический

В) годовой

С) перспективный

Д) учебный

Е) четвертной

146.Научная система взглядов о том, чему учить и как учить – это …

А) дидактика

В) преподавание

С) учение

Д) развитие

Е) воспитание

147. Основной вид деятельности учащихся, без которой невозможно обеспечить обучение – это …

А) учебно-познавательная деятельность

В) физкультурно-спортивная деятельность

С) игровая деятельность

Д) трудовая деятельность

Е) общественно-полезная деятельность

148. Методологической основой современной теории обучения является:

А) материалистическая теория познания

В) теория личности

С) законы развития природы

Д) законы развития общества

Е) принцип природосообразности

149. Какие из перечисленных форм не относятся к формам организации учебных занятий?

А) классный час

В) домашняя самостоятельная работа

С) практические и лабораторные работы

Д) экскурсии

Е) работа в учебных мастерских

150. Дидактика – это …

А) общая теория обучения и образования

В) закономерности познавательного процесса

С) основные методы обучения

Д) принципы обучения

Е) структура процесса обучения

151.Основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями – это …

А) дидактические принципы

В) дидактические категории

С) дидактические понятия

Д) закономерности обучения

Е) дидактические определения

152. Какому принципу обучения соответствует такое правило дидактики как «обучайте так, чтобы учащийся понимал, что, почему и как нужно делать, и никогда механически не выполнил ученых действий, предварительно и глубоко не осознав их»?

А) сознательности и активности

В) наглядности

С) систематичности и последовательности

Д) научности

Е) прочности, связь теории с практикой

153. Какому принципу обучения соответствует такое правило дидактики как «обучая и воспитывая, не забывайте, что понятие и абстрактные положения доходят до сознания учащихся легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами»?

А) наглядности

В) научности

С) прочности

Д) сознательности и активности

Е) систематичности и последовательности

154.Какому принципу обучения соответствует такое правило дидактики как «используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение учащимися системы знаний, разделяйте содержание учебного материала на логически завершенные части (шаги), последовательно их реализуйте, приучайте к этому учащихся»?

А) систематичности и последовательности

В) наглядности

С) научности

Д) прочности

Е) сознательности и активности

155.Какому принципу обучения соответствует такое правило дидактики как «приучайте учащихся проверять и применять свои знания на практике, используйте окружающую действительность и как источник знаний, и как область их практического применения»?

А) связи теории с практикой

В) наглядности обучения

С) научности

Д) прочности

Е) доступности

156. Что является предметом дидактики?

А) процесс обучения и его закономерности

В) воспитание и образование

С) педагогическое мастерство и такт

Д) принципы обучения

Е) непрерывное образование

157. Основная организационная форма обучения в школе:

А) урок

В) практическое занятие

С) беседа, рассказ, иллюстрация

Д) лекции

Е) лабораторное занятие

158. Какими документами определяется содержание образования в школе?

А) учебные планы, учебные программы, учебники

В) книги, программы, карты

С) педагогическая литература

Д) газеты и журналы

Е) графики, таблицы, учебники

159. Научная система взглядов о том, чему учить и как учить – это …

А) дидактика

В) преподавание

С) учение

Д) развитие

Е) воспитание

160.Воспитание является:

А) многофакторный, длительный, непрерывный комплексный процесс

В) сложный, неповторимый, уникальный, многогранный процесс

С) глобальный, социальный, государственный, поэтапный процесс

Д) частный, индивидуальный, возрастной процесс

Е) трудовой, нравственный, учебный процесс

161. Результаты процесса воспитания не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживает себя, как в обучении, и поэтому воспитание процесс:

А) длительный

В) непрерывный

С) систематичный

Д) последовательный

Е) научный

162. Цели, задачи, содержание формы и методы воспитательного процесса едины и подчинены идеи целостности формирования личности - формирование личностных качеств происходит не поочередно, а

А) комплексно

В) непрерывно

С) систематично

Д) последовательно

Е) прочно

163. Система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями воспитания:

А) содержание воспитания

В) формы воспитания

С) методы воспитания

Д) цель воспитания

Е) средства воспитания

164. Главной целью воспитания являются:

А) формирование всесторонней и гармонично развитой личности

В) воспитание гражданина, семьянина, патриота

С) подготовка квалифицированного рабочего

Д) воспитание работника

Е) формирование личности

165. Способность осознавать себя творцом собственной жизни, умение определить цели, планы, принимать решения и нести ответственность за свои поступки характеризуют:

А) культуру жизненного самоопределения

В) экономическую культуру

С) эстетическую культуру

Д) физическую культуру

Е) культуру общения, культуру речи

166. Традиционный подход к раскрытию содержания воспитания выделяет его такие направления:

А) умственное, физическое, нравственное, эстетическое, трудовое

В) воспитание гражданина, работника, семьянина

С) умственное, физическое воспитание и политехническое образование

Д) учение, труд, досуг

Е) отношение к человеку, обществу, труду

167.Формирование базовой культуры личности как цель воспитания предполагает:

А) формирование культуры жизненного самоопределения, интеллектуальную, правовую, физическую

В) культуру межнационального общения, культуру речи

С) нравственно-эстетическую, интеллектуальную, политическую культуру

Д) формирование экологической, экономической культуры

Е) формирование трудовой, физической и нравственной культуры, культуры общественного поведения

168. Формирование знаний, т.е. норм правил поведения и представлений является первой стадии:

А) воспитательного процесса

В) формирования коллектива

С) формирования личности

Д) формирования научных знаний

Е) формирование научного мировоззрения

169. Формирование ценных ориентаций, идеалов, убеждений личности является одним из:

А) стадий воспитания

В) стадий развития воспитательного коллектива

С) этапов формирования н


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: