Что может психодиагностика

Психодиагностика — одно из самых молодых направле­ний в психологии, на основе которого, кстати, и создан упомянутый «Каскад». Она помогает человеку ответить на важнейшие вопросы: кто я? чего я хочу? что я могу?

Вот главные принципы этой области знаний.

1. Всеобщая талантливость. Бесталанных нет, а есть за­нятые не своим делом.

2. Взаимное превосходство. Если у вас что-то получает-


ся хуже, чем у других, — значит, что-то должно получаться лучше. Ищите.

3.Неизбежность перемен. Ни одно суждение о челове­ке не может считаться окончательным. Хотя бы потому, что если сегодня у вас есть возможность узнать что-то новое, то завтра вы уже будете чуточку другим.

Методы психодиагностики позволяют делать выводы с помощью тестов, Можно находить ответ и в так называмых слабых сигналах, которые мы то и дело демонстрируем окружающим — выбором одежды, почерком, походкой, манерой рукопожатия и даже предпочтением определен­ного цвета.

Но если вы, например, любите красный цвет, то по­чему отсюда следует вывод, будто вы склонны к само­утверждению? Какая тут взаимосвязь? Отвечаем: такая же, как между падающим яблоком и законом всемир­ного тяготения. А уж почему этот закон именно таков, не знает никто, и нам пока достаточно знать сам закон. Так же и со слабыми сигналами: важно, что их связь с психическими особенностями человека доказана.

Что касается тестов («тест» по-английски значит «ко­роткое испытание, проба»), то их применяют для опре­деления способностей человека и прогнозирования его поведения очень давно. Один из первых психологических тестов описан в Библии, в книге Судей. Войскам полко­водца Гедеона, уставшим после изнурительного перехо­да, предстояла тяжелая битва с мадианитянами. Чтобы отобрать наиболее стойких бойцов, полководец велел им напиться из источника. Часть уставших воинов, став на четвереньки, жадно пили воду. Другие, не теряя достоин­ства, черпали ее ладонями. Они-то и составили потом отборный отряд.

В прошлом веке английский ученый Ф. Гальтон впер­вые использовал тесты для измерения умственных спо­собностей человека. С тех пор было создано около 10 ты­сяч различных тестов, с помощью которых их авторы надеялись выяснить все что угодно — от профессиональной пригодности работника до степени его искренности. Подав­ляющее большинство таких тестов не имеет какой-либо научной основы, и потому не стоит ждать от них больше, чем они могут дать. Но если исследователь, пусть даже вслепую, эмпирически, находит способ решать конкрет­ные задачи, то вряд ли имеет смысл спорить о научности. В конце концов, и человеческий мозг пока во многом остается тайной для ученых, хотя его исследованием за-


нимается около полусотни институтов в мире. Однако это не мешает каждому из живущих пользоваться им в меру собственных возможностей.

Отсюда вовсе не следует, что не существует серьез­ных методик и поиски в этом направлении бесплодны. И у нас, и за рубежом разработано немало опросников, которые помогают специалистам разобраться в пробле­мах, не осознаваемых даже самими испытуемыми. Психо­диагностика давно уже перестала быть экзотикой, и сейчас ей по плечу многие практические задачи. Хозяйст­венникам, к примеру, нужен коллектив для работы в труд­ных северных условиях. Срок командировки — два года, но уже через год половина добровольцев предпочитают вернуться. Деньги истрачены, а работа не сделана. Мето­дики, предложенные психологами, дают возможность при отборе кандидатов отделить показное от сути и соз­дать коллектив, способный довести дело до конца.

ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ И… ОДИНАКОВЫЕ

Герой очерка А. Аграновского «Официант» делил своих клиентов на несколько категорий. «Хороший гость» не спешит, сидит долго, не слишком привередлив. «Нерво­трепателей» наш герой не любит, хоть они и бывают щед­ры. Есть и такой, теперь уже довольно редкий, тип — «принеси чего-нибудь». Приходят в ресторан и «лимо­надники», и «полсупники», но наибольшим уважением персонала северной гостиницы ввиду высокой платежеспо­собности пользуются «три морячка»...

У многих людей существует своя собственная система представлений о человеческих характерах. Ее имеют вра­чи и педагоги, парикмахеры и продавцы, водители такси и вахтеры. Известный детский хирург С. Долецкий, напри­мер, смотрит на маленьких пациентов со своих позиций. Он видит среди них «исследователей», которые норовят откручивать гайки и втыкать согнутую проволоку в элект­рическую розетку. «Деловые люди» всегда заняты, серь­езны и не теряют времени даром. «Трусишки» боятся всего на свете — укола, клизмы, непонятных слов. Есть еще «анархисты», «воришки», «интеллектуалы»...

Не обошла стороной эту интереснейшую область и наука. Канадский ученый Г. Селье разделил всех людей на группы в зависимости от их отношения к одной из четырех целей, которые, по мнению автора, придают че­ловеческой жизни смысл и значение.


1. Склоняться перед сильным. Критерием служит отно­шение к властям, начальству, поведение в семье и т. п.

2. Быть сильным. Для таких людей характерно стрем­ление к славе, власти. Причины этого ученый видит в глу­боком и подчас болезненном чувстве неуверенности, не­защищенности. Преодолеть его люди стараются с по­мощью силы.

3. Дарить радость. Сюда относятся филантропы, ме­ценаты, альтруисты — словом, все, кто склонен помогать другим без какой-либо выгоды для себя,

4. Получать радость. Их принцип — жить сегодняшним днем и делать только то, что приятно. Они всегда готовы потреблять — пищу или произведения искусства, впечат­ления от путешествий или от демонстрации собственной исключительности. Главное — наслаждаться.

В отличие от Г. Селье, немецкий психиатр Э. Кречмер поделил людей на циклоидов и шизоидов в зависимости от предрасположенности к определенному настроению. Так, циклоидов он расположил на оси «грусть — веселость» и выделил 5 групп: а) веселые болтуны; б) спокойные юмористы; в) тихие, душевные люди; г) сибариты; д) дея­тельные практики.

Циклоидам противостоят шизоиды. У тех своя ось — «возбудимость — холодность», на которой располагаются 3 группы: а) люди необщительные, лишенные юмора, со странностями и причудами; б) застенчивые любители природы и книг; в) равнодушно-тупые исполнители.

Очевидно, что ни одна из этих типологий не претен­дует на полноту. Более или менее полная картина лич­ности складывается в результате использования несколь­ких типологий, каждая из которых — лишь отдельный ка­мешек этой огромной человеческой мозаики.

Мы предложим вам несколько методик, каждая из которых оценивает какую-то сторону человеческого «я». Но может ли человек сообщить о себе больше, чем знает сам? Может, если грамотно спрашивать. Многого не зная о себе, но честно ответив на вопросы, вы будете знать больше. Кстати, о честности. Находясь среди людей, все мы играем какие-то роли — сына, школьника, «неформа­ла», «здорового лба» с соседней улицы, начальника и т. п. Чтобы узнать правду о себе, не нужно актерствовать. Са­мые горькие разочарования бывают, когда ошибаются в себе, Поэтому тесты рассчитаны на людей, искренне заинтересованных в том, чтобы лучше разобраться в соб­ственном характере.


Мы предлагаем упрощенные методики. Если кому-то этого окажется недостаточно, то ему могут помочь специальные психологические службы, которые уже дей­ствуют в крупных городах. В Москве, например, создана Ассоциация научно-практических работников профориен­тации. Но учтите: специалисты, принимающие в доме № 11 по Малоивановскому переулку, не станут водить вас по предприятиям и убеждать, что ваше призвание — столяр-краснодеревщик или оператор ЭВМ. У ассоциации задачи более основательные. Профессионалы, искушенные в психодиагностике, берутся выявить специфические осо­бенности своих клиентов, определить зону наиболее ус­пешной деятельности. Они могут дать и практические советы, как развить необходимые способности, если вы уже нашли свое дело.

Прежде чем приступить к работе с методиками, по­пытайтесь с помощью полутора-двух десятков слов как можно точнее охарактеризовать себя. Запишите резуль­тат. Он нам еще понадобится в конце этой главы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: