Взаимодействия субъекта с окружающим миром и с людьми не могут рассматриваться порождающим началом эмоциональных переживаний в том же значении, как в отношении к познавательным образованиям. Познавательный психический образ окружающей среды может детерминировать способ реализации отдельных действий, но не выбор целей, на которые действия направляются. Фиксирование и выделение в «образе мира» целей и возникновение побуждения к ним реализуются эмоциональными переживаниями. Эмоциональные переживания нарушают равнозначность познавательных ориентиров для субъекта.
В процессах филогенетического (эволюционного) и онтогенетического развития психики, а также в процессах ее функционирования, эмоциональные переживания обеспечивают пристрастность, избирательность, целенаправленность деятельности живого организма. Эмоциональные переживания представляют собой индивидуальную субъективную форму существования смысла (у животных – биологического; у человека – личностного). Смысл предметов и явлений окружающего мира для субъекта определяется:
|
|
· Не объективным значением (познавательным), когда одни предметы и явления выделяются и воспринимаются в объективных отношениях с другими предметами и явлениями.
· А субъективным значением (смысловым), когда предметы и явления выступают в отношении к потребностям и мотивам субъекта (Вилюнас, 1976, 1990).
Какое функциональное значение имеют эмоциональные явления в детерминации и регуляции деятельности субъекта?
Детерминация деятельности со стороны мотивов реализуется с помощью особых психологических процессов регулирования – механизмов эмоциональной коррекции. Эмоциональная коррекция действия и деятельности отличается от когнитивной коррекции:
· Когнитивная регуляция деятельности обеспечивает согласование операционально-технических приемов организации действий с объективными свойствами, с объективным значением компонентов проблемной ситуации.
· Эмоциональная регуляция деятельности обеспечивает согласование общей направленности и динамики поведения и действий в соответствие со смыслом ситуации и производимых в ней действий для субъекта – согласование деятельности по отношению к потребностям, мотивам и ценностным установкам личности (Запорожец, 2000).