Каковы отношения между эмоциональными явлениями, деятельностью субъекта и образом мира?

Взаимодействия субъекта с окружающим миром и с людьми не могут рассматриваться порождающим началом эмоциональных переживаний в том же значении, как в отношении к познавательным образованиям. Познавательный психический образ окружающей среды может детерминировать способ реализации отдельных действий, но не выбор целей, на которые действия направляются. Фиксирование и выделение в «образе мира» целей и возникновение побуждения к ним реализуются эмоциональными переживаниями. Эмоциональные переживания нарушают равнозначность познавательных ориентиров для субъекта.

В процессах филогенетического (эволюционного) и онтогенетического развития психики, а также в процессах ее функционирования, эмоциональные переживания обеспечивают пристрастность, избирательность, целенаправленность деятельности живого организма. Эмоциональные переживания представляют собой индивидуальную субъективную форму существования смысла (у животных – биологического; у человека – личностного). Смысл предметов и явлений окружающего мира для субъекта определяется:

· Не объективным значением (познавательным), когда одни предметы и явления выделяются и воспринимаются в объективных отношениях с другими предметами и явлениями.

· А субъективным значением (смысловым), когда предметы и явления выступают в отношении к потребностям и мотивам субъекта (Вилюнас, 1976, 1990).

Какое функциональное значение имеют эмоциональные явления в детерминации и регуляции деятельности субъекта?

Детерминация деятельности со стороны мотивов реализуется с помощью особых психологических процессов регулирования – механизмов эмоциональной коррекции. Эмоциональная коррекция действия и деятельности отличается от когнитивной коррекции:

· Когнитивная регуляция деятельности обеспечивает согласование операционально-технических приемов организации действий с объективными свойствами, с объективным значением компонентов проблемной ситуации.

· Эмоциональная регуляция деятельности обеспечивает согласование общей направленности и динамики поведения и действий в соответствие со смыслом ситуации и производимых в ней действий для субъекта – согласование деятельности по отношению к потребностям, мотивам и ценностным установкам личности (Запорожец, 2000).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: