В межличностных и общественных взаимодействиях с целью формирования и изменения мотивационных отношений используются языковые средства, которые актуализируют умственные действия и механизмы мотивационного (эмоционального) опосредствования. Такое использование языковых средств образует основу речевых воспитательных воздействий (в широком значении). При этом речевые воздействия (логика указаний, разъяснений и убеждений) сами по себе не создают новой мотивации у человека, а служат лишь для переключения, перераспределения уже существующих у субъекта эмоционально-мотивационных отношений на определенные предметы и явления.
Воспитательное воздействие (в широком значении) направлено на то, чтобы убедить лицо, которому оно адресовано, что нечто значимое для него в мире изменится или не изменится в зависимости от его отношений, действий и поступков. Воспитательное воздействие включает:
· Предписывающую часть – указание на то, к чему и как человек должен относиться, а также что и как должен делать или не делать (цель воспитания).
|
|
· Аргументирующая часть – основание воздействия, которое должно иметь мотивационное значение для субъекта, подкрепить предписывающую часть и обеспечить возникновение нового мотивационного отношения. (Ссылки на долг, честь, общественную пользу, жизненные перспективы, бога и т.п. с использованием обобщенных и конкретных, продуманных и ситуативных, извлекаемых из прошлого или направленных на будущее аргументов и т.п.)
· Семантическое или причинно-следственное отношение, которое импликативно связывает (может быть выражено в форме условного суждения «если..., то...») обе части и может быть как объективным, так и надуманным, искусственным.
При этом предписывающая часть может иметь разные формы и содержательные характеристики. Во-первых, включать: а) содержательно-позитивное предписание – указания на то, что и как субъект должен делать; б) содержательно-негативные предписания – указания на то, что и как субъект делать не должен. Во-вторых, содержание предписывающей части воспитательного воздействия может формулироваться как пожелание, просьба, требование, приказ.
Аргументирующая часть воспитательного воздействия также может иметь разные формы и содержательные характеристики: Во-первых, аргументация может иметь форму обещания положительных последствий в случае выполнения предписания (более эффективный прием воздействия) или негативных последствий в случае не выполнения предписания (менее эффективный прием воздействия). Во-вторых, аргументация может восприниматься субъектом как реалистичная, правдоподобная или как придуманная, безосновательная, ложная. В последнем случае аргументация и соответствующее воздействие на субъекта будут иметь низкую степень эффективности. В-третьих, содержание аргументации может иметь личностный смысл для субъекта, а может быть безразличным или бессмысленным. В последнем случае речевое воздействие будет восприниматься как неубедительное.
|
|
Между предписывающей и аргументирующей частями воспитательного воздействия могут существовать различные связи и отношения. Такие отношения и связи могут носить характер: а) причинно-следственных связей; б) эмоционально-ценностных и мотивационных отношений; в) морально-нравственных норм и принципов и т.д.
Основанные на механизмах эмоционального опосредствования способы воспитательных воздействий могут интериризироваться и обращаться субъектом на себя. В результате образуются такие умственные действия, которые обеспечивают субъекту самостоятельное построение новых мотивационных отношений и лежат в основе организации волевых действий и поступков (Вилюнас, 1990).
Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости
человека. М.,1987.
Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональных систем. – М.,1978.
Аргайл М. Психология счастья. – М., 1990.
Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. – М.,1988
Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М., 1990. – 144с.
Бреслав Г.М. Психология эмоций. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. – 544 с.
Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. М., 1989.
Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.
Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998.
Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.
Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
Выготский Л.С. Собрание сочинений. Том 6. Научное наследство. М., 1984.
Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 томах. М., 1992.
Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978.
Зимбардо Ф. Застенчивость. М.: Педагогика, 1991. – 208 с.
Изард К.Е. Эмоции человека. М., 1980.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: «Питер», 2001 – 752 с.
Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М.,1990.
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 томах. М., 1983.
Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000.
Лук А.Н. Эмоции и личность. М., 1982.
Немов Р.С. Психология. Общие основы психологии. Книга 1. М., 1994.
Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1971.
Психология эмоций: тексты. В.К. Вилюнаса., Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1984.
Психология эмоций. Тексты. / Под ред. В.К. Вилюнаса., Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1993.
Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский – М.: Прогресс, 1979. – 392 с.
Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. М., 1981.
Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Выпуск 5. Мотивация, эмоции, личность – М.,: Издательство «Прогресс», 1975. – 285 с.
Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. М., 1992.
Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М., 1971.
Экман П. Психология лжи. – СПб.: «Питер», 2000.
5. ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СЕМИОТИКА
5.1. Общая характеристика знаково-символических (семиотических) систем
5.1.1. Семиотика как самостоятельное направление научных исследований
Знаково-символические средства представляют собой определенные объекты или системы объектов, которые связаны различными типами отношений с другими предметами и явлениями (объектами, процессами) и на основе этих связей используются вместо них, актуализируя в образе мира людей соответствующие представления и понятия.В связи с этим знаково-символические средства имеют две взаимосвязанные характеристики: а) материальное сочетание звуков или изображений; б) идеально содержание в форме предметной отнесенности, значений, смыслов, актуализируемое субъектом в практических и умственных действиях.
|
|
Между означающим и означаемым, планом выражения и планом содержания существуют устойчивые связи, которые определяют основные типы знаково-символических средств:
· Знаки-индексы, основанные на отношении смежности между означаемым и означающим в реальной действительности. Например, дым индекс (признак) огня, костра, пожара и т.д.
· Иконические знаки – частично изображают обозначаемое предметно-семантическое содержание, характеризуются подобием означаемого и означающего (графические изображения, пространственно-графические модели и т.п.).
· Знаково-символические средства, в которых связь между означаемым и означающим носит условный, конвенциональный характер.
Как правило, вслед за американским философом основателем семиотики Чарльзом Сандерсом Пирсом (1839-1914), выделяется три основных раздела семиотики – науки, изучающей знаково-символические системы:
· Синтактика – анализируются особенности строения знаков, правила их составления из исходных единиц, а также правила комбинирования знаков.
· Семантика – анализируется предметно-семантическое содержание, фиксируемое и актуализируемое с помощью знаков и их комбинаций (значения и смыслы).
· Прагматика – анализируются особенности использования знаков для достижения различных целей и решения различных задач.