Метод - способ познания, направленный на разные аспекты изучаемого объекта. Все виды получаемых знаний, можно упорядочить по шкале:
1. эмпирическое - основанное на опыте - наблюдение, возникает при обобщении и систематизации.
Теоретическое
Метод - совокупность приемов и операций познания практического и теоретического освоения действительнсти.
Методы делятся на:
- Общенаучные
- Частнонаучные - эксперимент
Важно что, эксперимент разрабатывается в рамках определенной научной парадигмы, его основное научное значение
- верификация - подтверждение
- фальсификация - опровержение
Любой эксперимент служит методом контроля, исключения недостоверных аргументов какой-либо гипотезы, он вписан в рамки какой-то проблемы.
Метод и методика различаются как. общее и частое.
Методика - конкретный алгоритм процедур анализ, кот. нужна для решения определенной задачи.
Метод вероятностного прогнозирования - сущ. некий механизм восприятия или порождения текста, кот. соответствует принципу прогноза. В рамках этого метода существует 2 методики: методика заполнения текстовых лакун, методика завершения высказывания.
|
|
Для формулирования гипотезы или проблемы нужно определить цель.
По цели эксперименты делятся:
1. Поисковые / сущ. ли экстрасенсорные способности у человека? /
2. Критические, направленные на критику существующих теорий / младограмматики - Шлейхер/
3. Уточняющие / Н.И. Жинкин - механизмы внутренней речи, уточняет теорию Выготского, универсальный предметный код/
4. Воспроизводящие исследования, на конкретном материале воспроизвести методику.
Любой эксперимент предполагает опору на некую идеальную модель объекта, но ни одна идеальная модель не совпадает с реальностью /модель летательного аппарата/
Валидность эксперимента - степень правомерности вывода об эмпирической гипотезе, кот. обеспечивают результаты данного эксперимента по сравнению с результатами идеального эксперимента.
Постановка проблемы всегда должна определять постановка гипотезы.
Гипотеза - научное предположение, кот. хотя и выдвинуто на основе некой теории и анализа не является аксиоматичным и должно быть либо подтверждено или опровергнуто /вопрос - что неизвестно?/