Тематика практических и лабораторных занятий

Практическое занятие № 1.

Тема: «Психологическая структура значения»

Задачи:

углубить и расширить теоретические сведения о функциях слова (обозначения или предметной отнесенности, обобщения и абстрагирования);

• усвоить и развести базовые понятия темы: «значение - смысл слова», «предметная отнесенность слова», «категориальное понятийное значение слова»;

• проследить пути развития предметной отнесенности и категориального значения слова у ребенка.

Понятийный аппарат: значение и смысл слова, внешний и внутренний характер связей за словом, семантические поля.

Вопросы для обсуждения:

· Характеристика функций слова.

· Теория значения в школе Л.С. Выготского.

· Условия развития предметной отнесенности слова у детей.

· Этапы развития значения слова у ребенка.

· «Семантические поля» и методы их изучения.

· Методы исследования значений слов, понятий, лексики и семантики.

· Характер связей, стоящих за словом.

Варианты вопросов и заданий для контроля знаний.

1. Доказать, что предметная отнесенность слова имеет свой путь и обязательные условия развития.

2. Раскрыть положение о том, что значение каждого слова - продукт длительного развития; указать на этапы этого развития (по материалам статей А.Р. Лурия, Л.С. Выготского).

3. На каком этапе своего развития значение слова приравнивается к понятию? Что означает выражение: «Овладел значением слова на уровне понятия?».

4. Определить системное строение значения слова. Указать психические процессы, стоящие за значением.

5. Какие выделенные ребёнком признаки сравниваемых предметов (существенные признаки сходства и различия, несущественные признаки сходства и различия) свидетельствуют об овладении им категориальным понятийным значением слов?

6. Закрепить теоретические сведения о характере многомерных связей, стоящих за словом; о строении «семантических полей» у ребёнка и взрослого; о системе психологических процессов, стоящих за словом в разные периоды (детства) развития ребёнка и у взрослого.

7. Указать задачи исследования «семантических полей» различными методами (ассоциативным, объективным физиологическим, методом шкал), содержание инструкций и критерии анализа результатов.

8. Раскрыть (письменно) научные определения базовых понятий темы: «семантические поля»; виды многомерных связей слова (звуковые, ситуативные, понятийные); схемы строения «семантических полей» у детей и взрослых; система психологических процессов, стоящих за значением слова (аффект, наглядные представления памяти, вербально-логические отношения); принципы организации словесных значений в языке (парадигматический и синтагматический).

9. Дать письменное описание методик исследования «семантических полей» или различных аспектов отношений между значениями слов:

· метода Осгуда;

· физиологического или объективного метода;

· метода ассоциаций и его различных модификаций.

10. Раскрыть задачи, которые решает ассоциативный метод:

а) выявление отношений между значениями слов;

б) выявление некоторых аспектов самих значений;

в) определение лексической сочетаемости;

г) установление структуры «семантических полей», видов ассоциативных связей (внешних или внутренних);

д) измерение степени смысловой близости либо отдалённости слов в рамках «поля»;

е) лингвистическое исследование словаря, его качественной и количественной характеристик;

ж) установление вероятности ассоциаций, их временной характеристики, детерминированности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: