Методический практикум по песочной игротерапии
Санкт-Петербург 1999
Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т.
Чудеса на песке. Методический практикум по песочной
игротерапии. — СПб.: «Златоуст», 1999. — 80 с.
Рецензент: Л.А. Нисневич, доцент Института специальной
педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р.Валленберга
Зав. редакцией: А.В. Голубев а, канд. филол. наук
Редактор: И.В. Евстратова
Корректор: Г.А. Седова
Художник: Р.И. Ш у с т р о в
Оригинал-макет: Л.О. П а щ у к
Книгу «Чудеса на песке» авторы адресуют родителям, педагогам и психологам, заинтересованным в комплексном развитии личности ребенка через игру, близкую и понятную ему. Рекомендациями авторов можно воспользоваться для работы как с дошкольниками, так и с младшими и старшими школьниками.
ISBN 5-86547-080-9
Авторские права охраняются законом.
Перепечатка всей книги, а также отдельных частей запрещена. Всякое коммерческое использование данного издания возможно лишь с ведома авторов.
© Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т., текст, 1999. © Шустров Р.И., иллюстрации, 1999. © АОЗТ "Златоуст", 1999.
Подготовка оригинал-макета: издательство "Златоуст".
Подписано в печать 21.04.99. Формат 60x90/16. Печ.л. 5. Печать офсетная.
Тираж 1000 экз.
Лицензия на издательскую деятельность ЛР № 062426 от 23 апреля 1998 года.
Издательство "Златоуст": 191011, С.-Петербург, Инженерная ул., 13, зал 29. Тел. 7-812-315-25-12, факс 7-812-314-09-20, e-mail: zlat@peterlink.ru.
Отпечатано с готовых диапозитивов в издательски-полиграфической фирме "Береста". С.-Петербург, ул. К.Томчака, 28. Тел. 298-90-00.
Авторы выражают искреннюю признательность своим семьям за проявленное сотворчество, терпение и «героизм», а также Ларисе Виноградовой — директору школы-интерната N 20, Надежде Кравцовой — директору Центра «Симба» за содействие в творческих экспериментах.
Огромное спасибо Людмиле
Нисневич за ценные советы
и методическую помощь
и Дмитрию Фролову за
очаровательный
стихотворный
материал.
Об авторах
Грабенко Татьяна Михайловна —
дефектолог (сурдопедагог, логопед), игротерапевт. Ведущий сотрудник Института сказкотерапии, преподаватель Института специальной психологии и педагогики Международного университета семьи и ребенка им. Р.Валлен-берга, автор уникальных программ по игровой сказкотерапевтической фонетической ритмике, лауреат Премии мэра, победитель многих конкурсов педагогического мастерства.
Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна — доктор психологических наук, сказкотерапевт, автор психолого-педагогической технологии «Комплексная сказкотерапия», ректор Института сказкотерапии.
Проходила профессиональную подготовку у лучших психотерапевтов: по техникам креативной терапии (д-р Р.Гарднер; 1995, 1997), по основам поведенческой терапии (д-рХ.Зенг; 1994), по технологии данс-терапии (д-р
М.Бергер; 1995), по технике песочной терапии (д-р Д.Бержер; 1996, 1997), по игротерапии (М.Кондратова; 1997).
От авторов
М ногие родители часто задают себе и специалистам вопрос: «Когда начинать учить ребенка?». Одни говорят — еще в утробе матери; другие — не учите вообще, школа научит; третьи посоветуют отдать Вашего любимца в руки грамотных специалистов как только он начнет ходить и говорить. Сделать выбор непросто.
Давайте посмотрим на проблему с другой стороны. Действительно, ребенок начинает познавать мир, находясь в утробе матери. Причем учеными установлено, что основой этого процесса является тактильная (кожная) чувствительность. Недаром говорят: «Кожей чувствую». Появившись на свет, ребенок активно исследует окружающий мир. Собственно, это и есть процесс САМООБУЧЕНИЯ. Может, все чаще Вам приходится слышать от специалистов фразу: «Главное, ребенку не мешать!»
«Как не мешать? Чем я могу ему помешать?» — задаете Вы себе вопрос. Оказывается, помешать можно, если подходить к ребенку со взрослыми мерками. Как же этого избежать?
Давайте понаблюдаем за нашими детьми. Они тянутся к ярким и далеко небезопасным предметам; могут запустить обе руки в тарелку с манной кашей и с большим удовольствием размажут ее по себе, столу и любимому родителю; им нужно все попробовать на зуб; но главное — их просто тянет к тому, что НЕЛЬЗЯ. Безусловно, все это доставляет взрослым множество хлопот. И мы ВЫНУЖДЕНЫ, как заботливые родители и педагоги, ставить перед ребенком череду запретов. Так кирпичик за кирпичиком растет и крепнет «Стена Плача», отделяя и отдаляя миры Ребенка и Взрослого.
Как же сохранить связь между нашими мирами: предоставить ребенку возможность и право развиваться в собственном темпе, направлять, не ограничивая? Давайте отложим на время эти вопросы и обратимся к Ребенку, живущему ВНУТРИ каждого из нас. Наверняка, ему хочется творить что-то свое;
ломать, чтобы почувствовать силу, но при этом ощущать себя защищенным. Эти желания могут реализоваться в играх с песком.
С каким упоением дети парят супы и каши из песка и кормят ими всех подряд: кукол, Вас, гостей! При этом они часто повторяют услышанные от Вас реплики: «Чтобы съел все до конца!», «Я так старалась!», «Здесь много витаминов!», «Ложку на маму, ложку за папу» и др. Именно на песке строится пер-в жизнидом, сажается дерево, создается «семья». Все это — Мир Ребенка, и котором он чувствует себя защищенно, где ему все близко и понятно. И это — отражение нашего Взрослого Мира.
Теперь, наверное, Вам легче будет ответить на вопрос: когда и как начинать обучение ребенка. Быть может, тогда, когда Вы интуитивно почувствуете готовность подключиться к про-цессу его саморазвития. Надеемся, что наша книга поможет Вам
в этом.
С уважением, Авторы
Введение
то из нас в детстве не играл в куличики? Ведерко, формочки, совок — первое, что Вы приобретаете ребенку. Первые контакты детей друг с другом
происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Мы с Вами посмотрим на возможности использования песочницы с педагогической стороны.
Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную душу, раскрывая своего Внутреннего Ребенка.
Сегодня многие детские учреждения имеют ванночки для песка и воды. Но как оптимально использовать их, мало кто знает. Часто на наши вопросы: «Зачем Вам это нужно? Как Вы с детьми играете в песок?» многие работники отвечают: «Песок и вода нужны, чтобы дети чувствовали себя зимой как летом, а играть с ними даже не надо - они это делают сами». Интересно, что интуитивно педагоги подошли к таинству песочной терапии, в основе которой лежит спонтанность проявления индивидуальности ребенка в песочных играх.
Принцип терапии песком был предложен еще Карлом Густа вом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека возиться с песком и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе — воплощение Жизни во Вселенной.
Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В иг-роном помещении созданного ею Лондонского института детской психологии она установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный пес ком, а другой—водой, и формочки для игры с песком. Игрушки «жили» в коробке. Маленькие пациенты института использовали игрушки в игре с песком, а коробку с песком они называли «миром». Поэтому М.Ловен- фельд назвала свой игровой метод «мировой методикой».
Формированием концепции песочной терапии (или «sand play») занимались, в основном, представители юнги- анской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф. Однако для обучающих целей уникальные возможности песка до недавнего времени практически не использовались. Чтобы заполнить этот пробел, нами создана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом.
Основные принципы игр па песке
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность.
Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; И( исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.
2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геомет
рических фигур и пр.
Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных си
туаций вместе с героями сказочных игр.
На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли спасителя Принцессы, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так он на деле убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.
Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб Вера в Детство не пропала. Простейший ящик из стола Покрасим голубою краской, Горсть золотистого песка Туда вольется дивной сказкой. Игрушек маленьких набор Возьмем в игру... Подобно Богу Мы создадим свой Мир Чудес, Пройдя Познания Дорогу.
Что нужно для игры в песок?
1. Водонепроницаемый деревянный ящик. Если Вы будете заниматься с детьми в малой группе (3—4 человека) или индивидуально, его размер — 50x70x8 сантиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком. Песочные терапевты называют ящик с песком «подносом» —
по бокам его могут быть ручки для удобства транспортировки. Лучше, если поднос будет именно деревянным, это облегчит перенос песочного опыта в реальную деятельность. Однако не беда, если Ваш ящик будет из другого материала.
Дли занятий с большими группами детей потребуется ящик значительно большего размера.
Внутренняя поверхность подноса (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно подноса будет символизировать воду, а борта — небо.
2. Чистый, просеянный песок (некоторые его даже прока-ливают в духовом шкафу). Он не должен быть слишком крупным пли слишком мелким.
Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, ес ли он будет влажным.
Таким образом, песок задает символическую линию горизонта.
3. Коллекции миниатюрных фигурок высотой желательно не более 8 сантиметров. В набор игрушек могут войти:
— человеческие персонажи;
— здания: дома, школы, церкви, замки;
— животные: домашние, дикие, доисторические, морские
и пр.;
— машины: сухопутные, водные, космические, боевые;
— растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.;
— постройки: мосты, ограды, в орота, порталы, загоны для
скота;
— естественные предметы: ракушки, неточки, камни, кос
ти, яйца и пр.;
— символические предметы: источники для загадывания
желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др.;
— сказочные герои: злые и добрые;
— религиозные предметы и сувениры;
живая зелень и пр.;
- домашняя утварь, флаконы из-под духов, гаечки, болтики и др.;
- пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.).
Слоном, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в Вашей «коллекции». Сбор оборудования для игр не будет для Вас обременительным, так как сегодня каждый ребенок поможет Вам в этом (фигурками из «Киндер сюрприза», деталями конструкторов и пр.). Если для занятий не хватит каких-либо фигурок образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.
Теперь у Вас есть все, чтобы отправиться вместе с ребенком в увлекательное путешествие по (/гране Песочных Игр.
Первая глава нашей книги посвящена ОБУЧАЮЩИМ играм. Они облегчат процесс обучения ребенка чтению, письму, счету и грамоте.
Вторая глава поведет Вас в страну ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ игр. С их помощью дети узнают о том, как многогранен наш мир, познакомятся с историей своего города, историческими героями и событиями.
В третьей главе описаны ПРОЕКТИВНЫЕ игры. Вы узнаете о том, что «делает» бессознательное, когда ребенок играет с песком; откроете потенциальные возможности ребенка; уви- дите творческий полет его фантазии; шагнете вместе с ним в детский мир; научитесь вместе с ним сочинять и разыгрывать сказки.
Итак, в путь!
ГЛАВА 1 Песочные уроки
(обучающие игры на песке)
Просто сыграем, как делают дети, Что «вне игры», то для них — мишура, Это сладчайшее дело на свете — Общая наша игра!
еред Вами песок. Естественное желание — погру-зить в него руки, ощутив прохладу; пропустить его между пальцами, чувствуя при этом тепло соб-
ственных рук. Приятные воспоминания охватили Вас: детство, Море, солнце, ощущение бесконечности мира и ожидание чуда. Чувства переполняют Вас, и хочет поделиться ими. А рядом ребенок.- Он делает то же, что и Вы. Его маленькие ручки только что соприкоснулись, с уникальностью мироздания, вечностью. Он стоит на пороге открытия. Сейчас Вы вместе сделаете самые важные шаги по дороге познания. А наши игры помогут ВАМ в этом.
«Чувствительные ладошки»
(игры, направленные на развитие