В целостность
фильма кадр входит, сохраняя самостоятельность носителя отдельного
значения. Именно эта выделенность кадра, поддерживаемая всей структурой
киноязыка, порождает встречное движение, стремление к преодолению
самостоятельности кадра, включению его в более сложные смысловые
единства или раздроблению на значимые элементы низших уровней.
Кадр преодолевает отдельность во временном движении благодаря монтажу - последовательность двух кадров, как отмечали еще теоретики кино 1920-х годов, это не сумма двух кадров, а их слияние в сложном смысловом единстве более высокого уровня.
Отграниченность художественного пространства рамкой также порождает
сложное художественное чувство целого, особенно в результате смены
планов, ставшей законом современного кино. Давно уже было замечено, что движение на экране порождает иллюзию объемности (особенно движение по перпендикулярной к плоскости экрана оси). Чешский теоретик искусстваЯ.Мукаржовский еще в 1930-е годы указал на аналогичную функцию звука.Звук, смещенный относительно (40) своего источника, порождает объемность. Мукаржовский предлагал показать на экране несущуюся напублику повозку, а в звуке зафиксировать топот кош лошади, которой на экране нет, для того, чтобы ясно почувствовать, что художественноепространство ушло с плоского экрана, обрело третье измерение.Так киноязык устанавливает понятие кадра и одновременно борется с этим понятием, порождая новые возможности художественной выразительности.
|
|
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ЭЛЕМЕНТЫ И УРОВНИ КИНОЯЗЫКА
Когда мы употребляем «кино нам говорит" - и хотим проникнуть в сущностьего специфического языка, мы обнаруживаем своеобразную систему сходств иразличий, позволяю-щую видеть в киноязыке разновидность языка какобщественного явления.Механизм различий и сочетаний определяет внут-реннюю структуру языкакино. Каждое изображение на экране является знаком, то есть имеетзначение, несет информацию. Однако значение это может иметь двоякийхарактер. С одной стороны, образы на экране воспроизводят какие-то предметы реального мира.
Между этими предметами и образами на экране
1. уста-навливается семантическое отношение. Предметы ста-новятся
значениями воспроизводимых на экране обра-зов.
2. С другой стороны, образы на экране могут напол-няться некоторыми добавочными, значениями. Освещение, монтаж, игра планами, изменение
Скорости и пр. могут придавать предметам, воспроизводимым на экране,