Но список уровней киноязыка не может быть огра-ничен перечисленными
выше. Элементом киноязыка может быть любая единица текста
(зрительно-образ-ная, графическая или звуковая), которая имеет
аль-тернативу, хотя бы в виде неупотребления ее самой и, следовательно,появляется в тексте не автоматически, а сопряжена с некоторым значением.
При этом необ-ходимо, чтобы как в употреблении ее, так и в отказе от ее употребления обнаруживался некоторый улови-мый порядок (ритм). Так,
например, старая, (45) истрепанная лента, конечно/имеет не большее
отношение к ху-дожественной структуре фильма, чем порванный пере-плет и засаленные страницы к эстетической природе "Дон-Кихота". Но стоит
построить фильм как чередо-вание старых, истертых кусков ленты и новых
(кото-рые будут восприниматься как нейтральные, то есть как "не-лента")и сделать это чередование повторяю-щимся в определенном уловимом порядке, как плохая сохранность ленты из дефекта станет элементомкино-языка.
Кроме того, нельзя отри-цать, что
|
|
в моменты высшего и превосходящего пре-делы возможности напряжения
действия переход на негативный кадр может произвести на зрителя
необхо-димое впечатление удара. Такой эффект достигается, например, в
фильме "В прошлом году в Мариенбаде" (необходимая ритмическая инерция
достигается здесь еще и тем, что героиня появляется то в черном, то в
белом платье одинакового покроя, вырисовываясь.в кадрах общего и
дальнего плана то как черное, то как белое пятно).