Синтез словесных и изобразительных знаков, как мы увидим, приводит к
параллельному развитию в кинематографе двух типов повествования. Однако
для на сейчас интересно другое - взаимопроникновение кино двух
принципиально отличных семиотически систем. 1. Слова начинают вести себя как изображения. Так, в титрах немого кино значимым стилевым признаком становится шрифт. Увеличение размера бук воспринимается как иконический знак увеличена силы голоса.
С появлением звука графический словесный текст не исчезает. Не говорим
Уже о том, что и звуковые лент почти никогда не обходятся без титров,
Хотя бы форме заглавий фильма и перечней действующих лиц. В настоящее
Время устанавливается известная эквивалентность между титрами
(графическим словом) и дикторской, заэкранной речью или иными формами
Речи, не связанной с говорением персонажей (например, внутренней речью).
Так, например, эпиграфы и вводные авторские тексты, которые и в звуковых
Фильма традиционно давались титрами, с некоторых пор стали чаще
Вводиться в форме заэкранного дикторского слова. С другой стороны,
Можно назвать случаи, когда внутренний монолог воспроизводится титрами,
Нанесенными непосредственно на экран, как это делает при подтекстовке
Иностранных лент.
Бредбери- горят слова
Современная культура словесна и включает многие вещи, предметы, как бы сделанные из слов:
книги, газеты, журналы. Изображение этих Предметов - иконический знак, и
Слово входит в него в изобразительной функции.
Но и звуковая, неграфическая речь может пропиты-ваться "иконизмом ", в
Частности, сближаясь по функ-ции с музыкальным аккомпанементом к зримому
тек-сту. Так, в грузинском фильме "Мольба" текст Важа Пшавела (в русской версии - в переводах Н. Забо-лоцкого), декламируемый то хором голосов,то оди-ночными чтецами, выступающими как "запевалы", соз-дает
завораживающий словесный аккомпанемент. В "Цвете граната" С. Параджанова
(автору этих строк известен только первоначальный, армянский вариант
Фильма) многократное повторение одних и тех же слов за кадром также
выполняет роль "слова в функции музыки".
Одновременно - и в гораздо большей мере - фотография (наиболее полный
Пример иконизма) в кине-матографе приобретает свойства слова. К этому, в частности, сводилась значительная часть новаторских усилий С.
Эйзенштейна. Употребление изображения как поэтического тропа: метафоры,
метонимии (став-шие хрестоматийными кадры "богов" в "Октябре"),