Обязательный его элемент (

Синтез словесных и изобразительных знаков, как мы увидим, приводит к

параллельному развитию в кинематографе двух типов повествования. Однако

для на сейчас интересно другое - взаимопроникновение кино двух

принципиально отличных семиотически систем. 1. Слова начинают вести себя как изображения. Так, в титрах немого кино значимым стилевым признаком становится шрифт. Увеличение размера бук воспринимается как иконический знак увеличена силы голоса.

С появлением звука графический словесный текст не исчезает. Не говорим

Уже о том, что и звуковые лент почти никогда не обходятся без титров,

Хотя бы форме заглавий фильма и перечней действующих лиц. В настоящее

Время устанавливается известная эквивалентность между титрами

(графическим словом) и дикторской, заэкранной речью или иными формами

Речи, не связанной с говорением персонажей (например, внутренней речью).

Так, например, эпиграфы и вводные авторские тексты, которые и в звуковых

Фильма традиционно давались титрами, с некоторых пор стали чаще

Вводиться в форме заэкранного дикторского слова. С другой стороны,

Можно назвать случаи, когда внутренний монолог воспроизводится титрами,

Нанесенными непосредственно на экран, как это делает при подтекстовке

Иностранных лент.

Бредбери- горят слова

Современная культура словесна и включает многие вещи, предметы, как бы сделанные из слов:

книги, газеты, журналы. Изображение этих Предметов - иконический знак, и

Слово входит в него в изобразительной функции.

Но и звуковая, неграфическая речь может пропиты-ваться "иконизмом ", в

Частности, сближаясь по функ-ции с музыкальным аккомпанементом к зримому

тек-сту. Так, в грузинском фильме "Мольба" текст Важа Пшавела (в русской версии - в переводах Н. Забо-лоцкого), декламируемый то хором голосов,то оди-ночными чтецами, выступающими как "запевалы", соз-дает

завораживающий словесный аккомпанемент. В "Цвете граната" С. Параджанова

(автору этих строк известен только первоначальный, армянский вариант

Фильма) многократное повторение одних и тех же слов за кадром также

выполняет роль "слова в функции музыки".

Одновременно - и в гораздо большей мере - фотография (наиболее полный

Пример иконизма) в кине-матографе приобретает свойства слова. К этому, в частности, сводилась значительная часть новаторских усилий С.

Эйзенштейна. Употребление изображения как поэтического тропа: метафоры,

метонимии (став-шие хрестоматийными кадры "богов" в "Октябре"),


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: