Взгляд на историю Русской литературы в романе Набокова «дар»

«Дар» - роман русс. писателя Н. Написан на русс. яз. в берлинский период жизни, закончен в 1937 году. Гл. герой носит явные черты автора и описан с большой теплотой - молодой начинающий поэт, эмигрант, сын известного учёного, пропавшего без вести. (У самого автора отец был застрелен при покушении на Милюкова. В марте 1922г. был убит отец Н. Владимир Дмитриевич Н. Это произошло на лекции Милюкова «Америка и восстановление России» в здании Берлинской филармонии. В. Д. Набоков попытался нейтрализовать стрелявшего в Милюкова радикала, но был застрелен его напарником.). Книга написана изумительной прозой с вкраплениями стихов. В процессе сочинения стихотворения мелькает строчка: «за чистый и крылатый дар», последнее слово идёт в заглавие романа, в конечной версии стиха эти «икры и латы» отсутствуют. 4 глава «Дара» явл. как бы книгой, написанной героем, — биография Чернышевского. Последний описан с сильной иронией, но и с симпатией. При 1ом издании романа, эта глава была выпущена редакцией.

Герой живёт на съёмной квартире, хозяева - бывший прокурор-антисемит, его жена и дочь жены от первого брака с евреем. Дочь и герой любят друг друга, но отношения не м. вступить в фазу близости, так как, по мнению девушки, в присутствии родителей это будет верхом пошлости. Апофеоз романа — отъезд родителей, после кот. наступит полная близость молодой пары. Проза перетекает в стих: и для ума внимательного нет границы — там, где поставил точку я: продленный призрак бытия синеет за чертой страницы, как завтрашние облака, — и не кончается строка. И правда, внимательный ум отмечает, что герои идут домой, а ключа от квартиры у них обоих нет!

Уже само название романа "Дар" имеет прямое отношение к пушкинской парадигме, поскольку обладает целым рядом пушкинских ассоциаций. Лексема "дар" весьма актуальна для поэтического языка Пушкина: в его творчестве она употреблена 87 раз. Осмысление названия допускает множество трактовок. Намек на литературные "дары", полученные от отцов", которые эмиграция призвана донести до будущих поколений. Это и благодарно принимаемая жизнь, поскольку окончательному названию "Дар" предшествовал жизнеутверждающий вариант "Да". Это и "мужающий" литературный дар Федора, все этапы его развития прослежены в романе, а также дар любви Федора и Зины. Естественно это и бесценный "дар литературе. Сведения, полученные в результате матричного анализа, позволили установить частотность употребления лексемы "дар" и её словоформ в текстах Набокова: 6 раз в стихах, 8 раз в романе "Дар". При этом, мы намеренно не обращались к производным формам и однокоренным словам.

В 1ой главе это:  сборник стихов (1ая напечатанная книга Федора) и авторецензия на него;  рассказ о самоубийстве Яши Чернышевского;  стихотворение "Во тьме, в незамерзающую воду…"  стихотворный отрывок "Здесь все так…";  стихотворение "Ласточка"; 2ая глава содержит:  недооформившуюся биографию Годунова-Чердынцева-старшего. В 3ей главе:  5 стихотворений, главное из которых - "Люби лишь то, что редкостно и мнимо" (разбито на 3 части). 4ая глава представляет собой первое "завершенное" произведение Федора:  "Жизнь Чернышевского". В 5ой главе:  отрывки перевода из Делаланда;  замысел будущего романа "Дар".

Образ русс. лит-ры в романе «Дар». (Сам Н. говорил, что главная героиня его романа - русская литература. 1ая глава - введение в тему, здесь определяется: что есть художественное творчество, что такое настоящая литература вообще. Глава 2ая отражает пушкинское начало в литературе. История ненаписанной книги героя о своем отце — это жизнь литературы по-пушкински, где главенствует творчество как таковое, где утверждается творческое начало в человеке. В 3ей главе - преобладает гоголевское начало. Здесь отчетливы сатирические ноты в изображении литературной жизни Берлина и вообще жизни русской эмиграции. 4ая глава - о характере русс. лит-ры после Пушкина и Гоголя. Чернышевский - одна из центральных фигур шестидесятников, определившая на долгие годы понимание задач литературы (кот. в корне расходятся с пониманием этих задач самим Н.). История опубликования этой главы (смогла появиться лишь после 2МВ) - косвенное доказательство ложности позиций революционных демократов и их последователей в их взгляде на литературу. 5-я глава — возврат к теме первой главы. Пройдя по пути русской литературы 19в., герой Н. наметил тот путь, по которому литература должна идти теперь, в XX веке. И замыс-ленный героем новый роман «Дар», и написанный Н. роман «Дар» — то современный роман об истории и современном состоянии русской литературы: той, какою она быть не может (см. образы большей части литераторов-эмигрантов), и какою она быть должна.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: