Русская культура, наука и образование в первой половине 19 века

Первая половина 19 века характеризуется быстрым ростом и распространением культуры. Общая тенденция этого периода – растущая демократизация культуры, охват просвещением все более широких слоев народа. Разночинные слои общества не только приобщаются к культуре, вырабатываемой русским дворянством, но и становятся творцами русской культуры, задавая ее новые мотивы и тенденции. Церковь, подчиненная государству и воспринявшая формы западной учености, являет образцы подвижничества, утверждающего православную традицию. Вполне освоившись в пределах европейской образованности, русская культура напряженно ищет образ национально-культурной самобытности, вырабатывая национальные формы бытия в современной цивилизации. Идеи гражданственности и народности становятся ареной борьбы идеологий. Единая тенденция по-разному реализуется в период двух царствований. Царствование Александра 1 – дворянский период культуры. Культурная инициатива русской аристократии свободно проявляется в различных сферах общественной жизни, культурное отчуждение образованного общества от народа становится предметом общественного самосознания. В царствование Николая II все больший вес получает культурная инициатива разночинцев. Различие заявленных прежде культурных стратегий оформляется в идеологии, приобретает значение политическое. Государство ведет охранительную политику, содержание его культурной стратегии определяет формула "православие, самодержавие народность".

Просвещение

В 1802 г. создано Министерство Народного просвещения, в 1804 принят Устав учебных заведений, в котором ведущая роль в организации образования отдается университетам и предполагается создание государственной системы преемственно связанных учебных заведений, по территориальному принципу объединяемых в учебные округа с центром в университете: Московский (с 1755), Казанский (1804), Дерптский, Харьковский, (1802-05), Варшавский (1816), Университеты (кроме Дерптского и Варшавского) не имели богословских факультетов. С 1819 учреждаются ученые степени магистра и доктора наук, для занятия должностей в университетах обязательна защита диссертаций. Государственная сеть (приходские училища, уездные училища, губернские гимназии, университеты), развивалась медленно, школа стала на ноги к 40-м гг., когда действовало 20 гимназий в Москве, сеть приходских народных школ была развита слабо. Преобразованиями занималась Синодальная "Комиссия духовных училищ" (1808). Сеть разделена на округа во главе с Академией. Академия - учебно-научные центры богословия нового типа: это учебное заведение, ученая корпорация и административный центр: Московская (1814), Киевская (1819), Казанская (1842).Открываются технические институты, возобновлен Главный педагогический институт (1828), в Москве – высшее техническое училище (1830).

Развитие наук

Рост и развитие научных исследований обусловлен обширной деятельностью государства при активной общественной инициативе, выражаемой в создании многочисленных научных обществ. Естествознание развивается в русле деятельности РАН (осн. 1747), факультетов университетов (по уставу 1804 г. - физико-математические факультеты, с 1834 – естественные и физико-математические отделения) и при технических учебных заведениях, Создаются лаборатории (обсерватории, физические химические, ботанические сады), развиваются научные исследования. Возникают научные общества Московское общество испытателей природы, (1805), Московское общество с/х (1820), Рус. географическое общество (1845). При РАН организуются новые академические научные учреждения: Азиатский музей (1818), Ботанический (1823) музеи. Создаются научно-административные органы при министерствах: Военном (военно-топографическое депо), ученые комитеты при горном и с/х ведомствах. В основных научных центрах – Москве и Петербурге формируются научные школы. Санкт – Петербургский университет и Академия наук: математика (П.Л.Чебышев), хирургия и анатомия (Н.И.Пирогов). Москва: климатология (М.Ф.Спасский), терапия (М.Я.Мудров). Казань – геометрия (Н.И.Лобачевский), астрономия (М.А.Ковальский). Бурно развиваются географические исследования: совершено около 40 кругосветных плаваний. Открыта Антарктида (1820), острова в океанах, собраны материалы и коллекции по океанографии, этнографии, биологии. Исследуется Сибирь (А.Ф.Миддендорф, 1842-45), Дальний Восток (Г.И.Невельской, 1848-55), Арктика и Аляска, Алтай (П.А.Чихачев, 1842), Аральское и Каспийское моря. Созданы подробные карты Империи (1801-1804, 1839 - Зап. России). Проведено множество геологических исследований – Кавказа. Урала, Забайкалья. Составлены геологические карты европейской части России. Проявляется глубокий интерес к принципиальным мировоззренческим проблемам естествознания, возникает и развивается естественнонаучный материализм, эволюционная философия (К.Ф.Рулье)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: