Модель Умберто Эко

У. Эко в качестве наиболее интересного для семиотики объекта У. Эко называет точки возникновения лжи. А это явно вновь возвращает нас к естественному языку. Хотя действительно ложью с точки зрения нормы должны быть признаны и литература, и искусство, поскольку они описывают то, чего никогда не было. А это и есть наиболее привычные объекты для семиотического анализа.

И Ю. Лотман, и У. Эко уделяли большое значение визуальной коммуникации. У. Эко трактует иконический знак как континуум, в котором невозможно вычленить дискретные смыслоразличительные элементы, подобные существующим в естественном языке. У. Эко ставит это известное наблюдение в систему, объясняющую различие визуальной коммуникации.

«Знаки рисунка не являются единицами членения, соотносимыми с фонемами языка, потому что они лишены предзаданного позиционального и оппозиционального значения, сам факт их наличия или отсутствия еще не определяет однозначно смысла сообщения, они значат только в контексте (точка, вписанная в миндалевидную форму, значит, зрачок) и не значат сами по себе, они не образуют системы жестких различий, внутри которой точка обретает собственное значение, будучи противопоставленной прямой или кругу».

В естественном языке значение оказывается заданным заранее, в визуальном оно вырабатывается по мере получения сообщения.

Иконический знак, обладающий сходством с изображаемым предметом, берет не все его характеристики. У. Эко подчеркивает условность этого типа изображения. «Иконические знаки воспроизводят некоторые условные восприятия объекта, но после отбора, осуществленного на основе кода узнавания, и согласования их с имеющимся репертуаром графических конвенций». Или такой пример: художник тринадцатого века рисует льва в соответствии с требованиями тогдашних иконических кодов, а, не исходя из реальности. Визуальный знак должен обладать следующими типами характеристик:

а) оптическими (видимыми);

б) онтологическими (предполагаемыми);

в) условными (иконографические коды того времени).

Архитектурный знак, а это вариант уже архитектурной коммуникации, по его мнению, обладает в качестве значения его собственным функциональным назначением. То есть это знак, отсылающий к своей функции. Дверь имеет в качестве референта «возможность войти». Архитектурное сообщение может получать чуждые ему значения. Например, размещение солдат в заброшенной церкви. При этом подмена значений не ощущается. Восприятие архитектурного дискурса не требует того внимания, которое наблюдается при потреблении фильмов, телевидения, комиксов, детективов.

У. Эко предлагает модель коммуникации - это стандартная прикладная модель, которая усилена понятием лексикодов или вторичных кодов, под которыми У. Эко понимает разного рода дополнительные коннотативные значения, которые известны не всем, а только части аудитории.

Анализируя раннее христианство, У. Эко подчеркивал, что для воздействия приходилось изобретать притчи и символы, чего не может сделать чистая теория. Иисус, например, символизировался с помощью изображения рыбы.

Профессор Умберто Эко посвятил отдельное исследование коммуникации в рамках массовой культуры. Его основной постулат состоит в том, что при рассмотрении текстов массовой культуры они написаны одновременно как автором, так и читателем.

У. Эко предложил существенные для моделирования коммуникации общие модели, а также конкретные модели визуальной коммуникации и коммуникации в рамках массовой культуры.

3.3 Контрольные вопросы для закрепления материала

Форма текущего контроля - опрос.

1. В чем заключается основная работа культуры?

2. Что Ю.М. Лотман назвал семиосферой?

3. Чем является человек в пространстве семиосферы?

4. Какими признаками характеризуется семиосфера?

5. Расскажите о таком признаке семиосферы как наличие границ.

6. Расскажите о таком признаке семиосферы как неравномерность.

7. Расскажите о создании современных брендов предприятий и организаций с точки зрения единства коммуникативных и художественных процессов в современном социуме с позиции социального восприятии человеком представленных образов.

8. Поясните, почему культура и человеческие взаимоотношения коммуникативны по своей природе?

9. Расскажите о семиотической природе языка.

10. Объясните, почему язык предоставляет единственный пример системы, которая является семиотической одновременно и по своей формальной структуре, и по своему функционированию?

11. Какой способ означивания называетсясемиотическим?

12. Какие этапы проходит семиотическое исследование?

13. Что понимается под семантическим означиванием?

14. Изобразите модель Р. Якобсона и объясните её с семиотической точки зрения.

15. Назовите функции языка, по Р. Якобсону, поясните каждую из них.

16. Расскажите о модели Ю. Лотмана.

17. Подумайте, как эту модель можно использовать в журналистике?

18. Расскажите об особенностях коммуникативной модели У. Эко.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: