III. Проверка домашнего задания

Цели.

1. Познакомить с видами курая – башкирского национального инструмента;

2. Рассказать о выдающихся кураистах;

3. Воспитывать гордость за свой народ и любовь к родному краю.

Оборудование. Аудиозаписи с мелодиями курая, курай – музыкальный инструмент, видеофильм о курае (серия “Кынгырау” - “Звонок”), государственные символы РБ, карточки с именами кураистов, учебник “Живые родники” 1-2 класс (авт. Идельбаев М. Х.)

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему урока.

1. Игра “Буквы рассыпались”.

На доске буквы К Р А Й У. Составить всевозможные слова с этими буквами

(РАЙ, КРАЙ, КУРАЙ)

Учитель. Какое слово самое короткое?

Дети. Рай.

Учитель. Какое слово самое длинное?

Дети. Курай.

Учитель. Сегодня мы с вами на уроке будем говорить о курае, о его видах, послушаем мелодию курая, дочитаем третью часть “Сказание о курае”.

2. Чтение стихотворения.

Звучит мелодия курая. Учитель читает стихотворение Геннадия Молодцова:

Башкирия,
Моя земля и небо,
Моя любовь,
Мой соловьиный край!
Мне жаль того,
Кто здесь ни разу не был.
Мне жаль того, кому не пел курай.

Учитель. Ребята, что вы знаете о курае?

(ответы учащихся)

III. Проверка домашнего задания.

1. Беседа по первой и второй части “Сказания о курае”.

Учитель. Назовите героев “Сказания о курае”.

Дети. Хан, старик, старуха, егет (парень).

Учитель. Почему люди так сильно боялись хана?

Дети. У хана была странная привычка – брить голову. Для этого дела каждую неделю приглашал он молодого человека. После бритья головы владыка повелевал снести голову. И никто не мог перечить злой его воли.

Учитель. Что случилось с сыновьями стариков, живших “за семью лесами”?

Дети. Двое сыновей так же ушли брить голову хану и не вернулись в отчий дом.

Учитель. Чем мать снабдила младшенького в дорогу?

Дети. Мать замесила муку из лебеды на своём грудном молоке и испекла из того теста лепёшку.

Учитель. Как егет прощался с родными краями? Найти в тексте эти строки и прочитать.

Дети. Поднявшись на вершину Ирендыка, он в последний раз оглянулся назад, чтобы посмотреть на те места, где родился и вырос, и душа его сжалась от волнения и печали. Глядел он на холодные прозрачные ручьи, на шумные леса, на тихую гряду Ирендыка, и сам не заметил, как запел полным голосом.

Учитель. Ирендык - один из хребтов Южного Урала (показываю фотографию).

Рисунок 1.

Учитель. Как он добрался до ханского дворца?

Дети. Преодолев высокие горы, пройдя сквозь густые леса, перейдя в брод глубокие реки, он добрался до дворца хана.

Учитель. Что егет увидел на макушке хана?

Дети. На макушке хана возвышался козлиный рог.

Учитель. Что стал делать егет после того, как обрил голову хана?

Дети. Егет был очень голоден с дороги. Он достал лепёшку из котомки и начал есть.

Учитель. Почему хан не смог убить бедного егета?

Дети. Потому что хан тоже попробовал этот вкусный хлеб, и он понравился. Хан узнал, что хлеб был испечён из лебеды на грудном молоке матери егета.

Учитель. Почему хан не смог убить бедного егета?

Дети. Потому что теперь хан и егет стали молочными братьями. И поэтому хан не имел права проливать его кровь.

Учитель. Куда он отправил его?

Дети. Ханские слуги связали егета по рукам и ногам, завязали чёрной тряпкой его глаза, взвалили на лошадь и отвезли в непролазную чащу леса.

Учитель. Как жил егет в непролазной чаще леса?

Дети. Егет питался разными травами, ягодами, смастерил себе лук со стрелами, охотился на дичь. Из шкур зверей он сшил себе шубу. Он сильно тосковал по отчему дому. Иногда в отчаянии он кричал на весь лес: “У хана есть рог!” так он и не находил обратную дорогу домой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: