Поскольку в контрольной работе предполагается поведение сравнительного исследования определенного психического феномена у двух неэквивалентных по какому-либо одному признаку групп людей, то необходимо точно обозначить тот признак, по которому участники исследования будут разделены в две полярные группы и тем самым будут неэквиваленты друг другу по данному признаку.
Вам предлагается самостоятельно выбрать признак неэквивалентности двух групп участников исследования. При этом Вы также можете ориентироваться на свои личные или профессиональные интересы, имеющийся педагогический опыт или специфику получаемого профессионального образования.
Большинство признаков, отличающих людей друг от друга, условно можно объединить в две группы: классические и оригинальные. К классическим признакам можно отнести такиеразличия, по которым в психологической науке в рамках дифференциальных исследований накоплен богатый эмпирическими закономерностями материал. В отдельных случаях он дал основание для появления новых отраслей психологии, например, биологический пол человека – мужской и женский – выступает объектом исследования в психологии половых различий, или психологии мужчины и женщины; возрастной период жизни человека[6] – в возрастной психологии, или психологии развития; этническая принадлежность – в этнической психологии и т.д. Таким образом, в качестве примера классических признаков, включая уже обозначенные, могут выступать такие как принадлежность к определенной профессии; стаж работы по профессии; трудовой статус (рабочий, безработный); длительность отсутствия работы; уровень образования (отсутствие образования, среднее общеобразовательное, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, аспирантура, докторантура); семейный статус (неженат/незамужем, женат/замужем, разведен/разведена); наличие или отсутствие детей; длительность брака; успешность учебной деятельности (академическая успеваемость) и т.д.
|
|
К оригинальным признакам, можно отнести такиеразличия, которые являются уникальными или редко встречающимися в исследованиях, посвященных изучению индивидуально-психологических закономерностей. Например, отсутствие или наличие судимости; рождение и проживание в большом (более 1 млн. жителей) или малом (менее 30 тыс. жителей) городе; цвет волос на голове (блондин, брюнет); наличие или отсутствие мелких домашних животных; люди, придерживающиеся вегетарианской диеты и не придерживающиеся таковой; “совы” и “жаворонки” по биологическим ритмам; пользователи Internet и не имеющие таких умений и т.д.
|
|
Следует учесть, что оригинальный признак должен быть 1) однозначно идентифицируемым, 2) непосредственно наблюдаемым и 3) не должен иметь психологическую природу. Например, если участниками исследования выступят люди различного роста, то признак высокий или низкий рост скорее будет выступать как результат интерпретации высоты роста, а не его наблюдения, результаты которого выражаются в определенных единицах измерения.
Например. Участники исследования. В исследовании приняли участие 14 подростков, юноши, в возрастном диапазоне от 17 до 20 лет, средний возраст – 18,9. Все участники являются учащимися 3-го курса Березниковского строительного колледжа. Учащиеся были разделены на 2-е неэквивалентные группы: 7 подростков с асоциальным поведением и 7 подростков – с просоциальным поведением. Первая группа подростков характеризуется наличием дисциплинарных нарушений (драки, агрессивное поведение и т.п.); вторая – их отсутствием.
Определение количества участников обусловлено планом (дизайном) исследования. Для выявления достоверных различий в уровне выраженности исследуемого психического явления, суммарный объем обеих групп должен быть не менее 14-и испытуемых, при условии приблизительного равенства числа людей в одной и другой группах. Две группы участников необходимо сформировать так, чтобы они были одинаковы или схожи по всем релевантным (важным) для исследования характеристикам, но различались по выбранному Вами признаку полярности. Под релевантными имеются в виду такие характеристики, которые, предположительно, могут оказывать влияние на изучаемый психическое явление. Например, возраст участников исследования, пол, уровень образования, семейный статус, этническая принадлежность и т.п. В контрольной работе необходимо уравнивать группы по возрастному и половому составу.
Таким образом, при выборе и формулировании темы сравнительного эмпирического исследования предлагается придерживаться следующего алгоритма:
1. Выбратьопределенный психологический феномен, который выступит в качестве предмета исследования.
Например. Эмоциональная неуравновешенность...
Например. Психологическая совместимость...
2. Определить участников исследования и признак, по которому их можно будет разделить на две неэквивалентные группы.
Например. Эмоциональная неуравновешенность у учащихся колледжа с различной академической успеваемостью (“отличники” и “троечники”)…
Например. Психологическая совместимость у супружеских пар с различным стажем семейной жизни…
3. Выбрать методику исследования.
Например. Эмоциональная неуравновешенность у учащихся колледжа с различной академической успеваемостью (“отличники” и “троечники”) (опросник Г. Айзенка).
Например. Психологическая совместимость у супружеских пар с различным стажем семейной жизни (методика Л.Н. Собчик).
4. Сформулировать тему контрольной работы как сравнительное эмпирическое исследование одного определенного психологического феномена у двух групп людей, отличающихся друг от друга по определенному признаку с помощью конкретной методики исследования.
Например. Сравнительное исследованиеэмоциональной неуравновешенности учащихся колледжа с различной академической успеваемостью (“отличники” и “троечники”) с помощью опросника Г. Айзенка.
Например. Сравнительное исследованиепсихологической совместимости супружеских пар с различным стажем семейной жизни с помощью методики Л.Н. Собчик.
Необходимо согласовать и утвердить тему контрольной работы с научным руководителем.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
Прежде чем приступать к планированию и проведению исследования по сформулированной Вами теме необходимо провести литературный обзор. Его цель заключается в ознакомлении с тем, какие исследователи изучали данную проблему и какие вопросы остаются актуальными.
|
|
Несмотря на относительную молодость психологической науки, каждый год публикуется более 50 тыс. ссылок на научные исследования в ее области [7]. Фактически ознакомиться со всем объемом научных статей, книг и т.п. не под силу ни одному исследователю. Однако, как справедливо отмечал крупнейший ученый-позитивист, социолог Герберт Спенсер, наука есть организованное знание, и хотя литературный обзор представляется сложной задачей, описанные ниже шаги позволяют приблизиться к ее выполнению.