Педагогика - наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.
По происхождению термин педагогика в дословном переводе - детовождение. В России исторически понятия воспитатель, воспитание были аналогичны понятиям педагог и педагогика.
Объект педагогики - воспитание в широком смысле.
Предмет педагогики - целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования.
Функции педагогики
Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она реализует в органичном единстве. Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:
Описательном или объяснительном - изучение передового педагогического опыта;
Диагностическом – выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установления причин,. Их обеспечивающих;
Прогностическом - экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику.
Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:
Проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих нормативный план педагогической деятельности, ее содержание и характер;
Преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования;
Рефлексивный и корректировочный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной и практической деятельности.
Педагогика проф. образ-я - область теоретические и практико-ориентированного науч знания, распространяемого на всю систему проф. подготовки человека, независимо от его возраста, ур-ня предшествующего образования, объектов, характера и профиля трудовой и проф. деятельности.
Объектом профессиональной педагогики выступает не только относительно узкая сфера профессиональной подготовки человека к труду, но и вся система профессионального образования.
Система профессионального образования включает в себя совокупность профессиональных образовательных программ и стандартов, профессиональных образовательных учреждений различных видов, типов и форм собственности, органов управления профессиональным образованием.
Предметпрофессиональной педагогики системы и процессы образования, теоретического и производственного обучения, воспитания и формирования личности, единство и взаимосвязь между ними.