Анализ – разложение целого на части, позволяет вскрыть внутреннюю структуру объекта.
Синтез – соединение частей или свойств (сторон) изучаемого объекта в единое целое.
Дедукция – движение от общего знания к частному.
Индукция – нахождение общего на основе частных случаев.
Классификация предполагает распределение во взаимосвязанные группы, разряды или классы объектов, предметов, явлений на основе существенных признаков.
Сравнение как сопоставление познаваемых с целью выявления сходства и различия между ними. С помощью сравнения устанавливаются связи между предметами и явлениями, и происходит их классификация.
Абстрагирование – процесс мысленного отвлечения какого-либо свойства или признака предмета от самого предмета, от других его свойств. Конкретизация предполагает включение абстрактного понятия в многообразие действительных свойств, связей и отношений.
Изучение документации, архивных документов.
Изучение пед. опыта.
Методы обработки и объяснения собранных материалов. Обработка данных имеет количественный и качественный аспекты. Методы первичной обработки данных упорядочивают информацию об объекте и предмете изучения: табулирование и построение диаграмм, гистограмм, полигонов распределения и кривых распределения. Вторичная обработка – статистический анализ итогов первичной обработки (корреляционный, дисперсионный, факторный, регрессионный, аксонометрический анализ, шкалирование).
|
|
1. 2.Эмпирические.
Наблюдение как метод непосредственного восприятия поведения человека в разнообразных ситуациях. Преимущество – фиксируется деятельность и поведение объекта в естественных условиях. Наблюдение включает цель и схему наблюдения. Виды: хронологические, полевые, лабораторные, спровоцированные, открытые и скрытые, включенные.
Самонаблюдение.
Эксперимент как совместная деятельность исследователя и испытуемых. Метод сбора эмпирических данных в специально спланированных и управляемых условиях, в которых экспериментатор воздействует на изучаемое явление и регистрирует изменения его состояния. Виды: в зависимости от условий проведения — лабораторный, естественный: в зависимости от позиции экспериментатора в изучении явлений — констатирующий, формирующий.
Беседы.
Анкетирование.
Тестирование. Тест – стандартизированная система вопросов или заданий, позволяющая обнаружить или измерить уровень развития различных характеристик человека.
Психодиагностические методики можно разделить на две группы:
Высокого уровня формализации: тесты, опросники, методики проективной техники и психофизиологические методики. Характерно: определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания, стандартизация, надежность и валидность; короткие сроки сбора информации; количественное и качественное сравнение индивидов между собой. Мало формализованные методики: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности. Характерно: трудоемкость, измерение процессов и явлений, трудно поддающиеся объективизации; основа – профессиональный опыт и подготовленность психодиагностика.
|
|
2. 3.Математические ( регистрация, ранжирование, шкалирование)
С помощью статистических методов определяются средние величины полученных показателей: среднее арифметическое (например, определение количества ошибок в проверочных работах контрольной и экспериментальной групп); медиана — показатель середины ряда (например, при наличии двенадцати учащихся в группе медианой будет оценка шестого ученика в списке, в котором все учащиеся распределены по рангу их оценок); степень рассеивания — дисперсия, или среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации и др.
Для проведения этих подсчетов имеются соответствующие формулы, применяются справочные таблицы. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.
Построение гипотез. Гипотеза – научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто. Типы гипотез:
· В зависимости от системы научного знания: теоретические – с целью устранения противоречий в теории или между теорией и экспериментом; эмпирические – опровергают или подтверждают эксперимент.
· По содержанию гипотезы делятся: явления (было оно или не было); связи между явлениями; причины связи между явлениями.
· По организации: научные – для организации эксперимента; статистические – для организации процедуры сравнения регистрируемых параметров.
Моделирование. Модель – специальные, искусственно созданные объекты, по своим определенным характеристикам сходные с реальными объектами, подлежащими изучению. Функции моделей: на эмпирическом уровне – реконструирующая, измерительная, описательная; на теоретическом уровне – интерпретационная, прогнозирующая, критериальная, эвристическая; на практическом уровне – познавательно-иллюстрирующая, обучающая, развлекательно-игровая.
3. 4.Инструментальные
- регистрация – определяет выявление оперделенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников);
-рангирование – расположение собранных данных в определенной последовательности (убывание или нарастание показателей);
- моделирование – создание и исследование моделей. Это способ теоретического исследования психологических явлений через условное создание жизненных ситуаций, в которых может происходить деятельность человека. Результаты помогают познать закономерности поведения человека в определенных ситуациях.
- статистические методы – методы математической статистики, которые используются для обработки экспериментальных данных с целью повышения обоснования выводов. В педагогике и психологии они представлены описательной статистикой (таблицы, графики); теорией статистических выводов; теория планирования экспериментов.
Виды высших учебных заведений:
· Федеральный университет — ведущее высшее образовательное учреждение на территории федерального округа, центр науки и образования.
· Университет — многопрофильное учебное заведение с большим выбором учебных программ в самых разных областях знания.
· Национальный исследовательский университет — высшее учебное заведение, одинаково эффективно осуществляющее образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования. Звание НИУ присуждается на десятилетний срок на конкурсной основе
|
|
· Академия — готовит широкий круг специалистов какого-либо направления человеческой деятельности (сельское хозяйство, здравоохранение, искусство, туризм, экономика, финансы и т. п.).
· Институт — занимается подготовкой специалистов для работы в определённой области профессиональной деятельности.
Иерархия в области проф.пед. карьеры упрощённо выглядит следующим образом:
1. начальное образование;
2. неполное среднее образование;
3. полное среднее образование;
4. среднее профессиональное образование;
5. бакалавриат высшего образования;
6. магистратура;
7. аспирантура (ординатура, адьюнктура) (при соискании учёной степени кандидата наук),
8. докторантура (при соискании учёной степени доктора наук).
9. дальнейшее профессиональное совершенствование