Психологическая характеристика юношеского возраста. (в методичке: психологические особенности подростка.)

Юность — период в развитии, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни.

Это определяет социальную ситуацию развития в этом возрасте: юноша занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым. Положение ребенка характеризуется его зависимостью от взрослых, которые определяют главное содержание и направление его жизнедеятельности. С усложнением жизнедеятельности у юноши происходит не только количественное расширение диапазона социальных ролей и интересов, но и качественное их изменение, появляется все больше взрослых ролей с вытекающей отсюда мерой самостоятельности и ответственности.

Хронологические границы юношества определяются в психологии по-разному, наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность, т. е. старший школьный возраст (от 15 до18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет).

Задачи, определяющие общую характеристику возраста, заключаются в следующем.

- К концу юношеского периода завершаются процессы физического созревания человека. - развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь

- формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность.

- преодолевается свойственная предшествующим этапам онтогенеза зависимость от взрослых, и утверждается самостоятельность личности.

- Социальная ситуация развития в юности определяет тот факт, что этот возраст характеризуется как «устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности», стабилизируются все психические процессы, личность приобретает устойчивый характер.

Ведущая деятельность в юношеском возрасте — познавательная.(профессиональное самоопределение).

старший школьник перестает учиться “за отметку”, ему важны сами по себе знания, в значительной степени обеспечивающие будущее.

Возникает потребность разобраться в себе и окружающем, найти смысл происходящего и собственного существования.

Учебная деятельность старшеклассников определяете сложным комплексом мотивов:

· завоевать себе место в жизни, получить одобрение окружающих, подготовиться к будущей профессии);

· интерес к знаниям, удовольствие от сделанной работы интеллектуального труда);

· награда, наказание, конкурирующие потребности и желания);

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ - профессиональное самоопределение и мировоззрение.

Выбор профессии — это не только выбор той или иной профессиональной деятельности, но и выбор жизненного пути в целом, поиск определенного места в обществе, окончательное включение себя в жизнь социального целого (Л. С. Выготский).

Ранняя юность — это период формирования жизненных планов.

Из мечты и идеала, как заведомо недосягаемого образца постепенно вырисовывается более или менее реалистичный, ориентированный на действительность план деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: