Понятие о воображении, его функции и видах

Воображение (фантазия), как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. Не вообразив себе готовый результат труда, нельзя приниматься за работу. В представлении ожидаемого результата с помощью фантазии - коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. Любой трудовой процесс с необходимостью включает в себя воображение. Оно выступает как необходимая сторона художественной, конструкторской, научной, литературной, музыкальной, вообще творческой деятельности. Для того чтобы кустарным способом сделать простой стол, воображение не менее необходимо, чем для написания оперной арии или повести: надо заранее представить, какой формы, высоты, длины и ширины будет стол, как будут скреплены ножки, насколько он будет отвечать своему назначению стола обеденного, лабораторного или письменного, – одним словом, до начала работы требуется видеть этот стол уже как бы готовым. Воображение – это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Вместе с тем воображение может быть средством создания образов, не программирующих активную деятельность, но заменяющих ее. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материаль­ная и духовная культура является продуктом воображения и твор­чества людей. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать зада­чи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесооб­разны (нежелательны). Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепления, их изменения. Функции: 1) представлять действи­тельность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. 2) регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего вооб­ражения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная функция особенно подчеркивается и разрабаты­вается в психоанализе. 3) участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состоянии человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. Посредством образов человек получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями, многими психофи­зиологическими состояниями организма (основа аутотренинга, широко используемого для саморегуляции). 4) форми­рование внутреннего плана действий способности выполнять их в уме, манипулируя образами. 5) п лани­рование и программирование деятельности, составление таких про­грамм, оценка их правильности, процесса реализации.

Широта воображения определяется кругом тех областей дей­ствительности, образами которой оперирует воображение чело­века. Для людей с широким воображением свойственно одно­временное использование представлений из самых различных сфер природы в ее прошлом и будущем, прошлой и будущей жизни истории человека, недра земли и звездное небо, техника и искусство. Нередко сюда же привлекаются и образы чистой фантастики. Широкое воображение обычно богато по содержа­нию. Виды: а ктивное воображение ( пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли «добывает» соответствующие образы). Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Так, Франц Кафка исключительную роль в своем творчестве уделял сновидениям. Кроме того, творческий процесс, начинающийся, как правило, с волевого усилия, т. е. с акта воображения, постепенно настолько захватывает автора, что воображение становится спонтанным. Репродуктивное (воссоздающее) воображение имеет в своей основе создание тех или иных обра­зов, соответствующих описанию. В этом случае воспроизводится реальность в том виде, какова она есть. Хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Этот вид воображения явля­ется непременным атрибутом любой учебной деятельности. C репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом. Общеизвестно, что по картинам И.И.Шишкина ботаникимогут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с «документальной» точностью. Продуктивное (творческое) воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Творческое воображение выражается в создании нового, ори­гинального образа, идеи. Отличительной особенностью творческого воображения яв­ляется то, что объект создаваемого образа не существует в дей­ствительности, что формируется нечто новое. Создание образа стимулируется не только потребностями человека, но и интере­сами всего общества, уровнем его развития. Творческое вооб­ражение проявляется во всех видах искусства, в изобретениях в области науки и техники. Продукт творческого воображения не всегда может быть материализован, т.е. воплощен в виде вещи, но образ может остаться на уровне идеального содержания, по­скольку реализовать его на практике невозможно. Нужно отметить относительность различий между воссоз­дающим и творческим воображением. При воссоздающем во­ображении, так же как и при творческом, образы объектов создаются, творятся вновь. Вероятно, нетворческого вообра­жения, строго говоря, не бывает. У каждого человека — свой Евгений Онегин и Остап Бендер, Анна Каренина и Эллочка Людоедка. Механизмы создания новых образов. Агглютинация – предполагает «склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых, качеств, свойств, частей. Путем агглютинации строятся многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, Пегас, кентавр и т.д.), она используется и в техническом творчестве (например, танк-амфибия, соединяющий качества танка и лодки, аккордеон – сочетание фортепьяно и баяна).По форме преобразования представления агглютинации близка гиперболизация, которая характеризуется не только увеличением или уменьшением предмета (великан огромный, как гора, и мальчик с пальчик), но и изменением количества частей предмета и их смещением: многорукие боги в индийской мифологии, драконы с семью головами и т.д. Возможный путь создания образа фантазии – заострение, подчеркивание каких-либо признаков. При помощи этого приема создаются дружеские шаржи и злые карикатуры. Если воображение рисует сознанию такие картины, кото­рым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии .Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни. Галлюцинациями называют фантастические видения, неимеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они — результат тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезнен­ные состояния. Грезы в отличие от галлюцинаций это вполне нормальное пси­хическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием. Мечта в отличие от грезы, несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т. е. в принципе осуществима. Мечта чаще всего нацелена на будущее, и несколько его идеализирует. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Роль воображения. Дошкольное детство, первые годы обучения в школе, когда ведущей деятельностью ребенка остается игра, характеризуется бурным развитием процессов воображения. Необходимый элемент игры – воображаемая ситуация, вводимая при помощи слов «как будто», – представляет свободное, не стесняемое правилами логики и требованиями правдоподобия преобразование накопленного ребенком запаса представлений. Образ фантазии здесь выступает как программа игровой деятельности. Воображая себя космонавтом, малыш строит соответственно свое поведение и поведение играющих с ним сверстников: прощается с «близкими», отдает рапорт «главному конструктору», изображает ракету на старте и одновременно себя в ракете и т.д. Дающие богатую пищу воображению ролевые игры позволяют ребенку углублять и закреплять ценные качества личности (смелость, решительность, организованность, находчивость); сопоставляя свое и чужое поведение в воображаемой ситуации с поведением представляемого реального персонажа, ребенок учится производить необходимые оценки и сравнения. Методы: сочини сказку, игротерапия, тест Торренса, тест Медника


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: