Мозговой код психических функций до сих пор не раскрыт, однако уже известно несколько условий, соблюдение которых необходимо для протекания нормальной психической деятельности:
1) значительное развитие ассоциативных областей
коры - теменно-затылочно-височной и особенно лобной;
2) двусторонние связи между большинством структур
мозга для осуществления взаимной настройки, торможения
или возбуждения на основе обратной афферентации;
Рис. 5. Строение колонки (А) и модуля (Б) коры.
А, 1 - пирамидные клетки, 2 - интернейрон; Б, 1 - колонка, 2 - макромодуль II порядка, 3 - макромодуль III порядка, 4 - корзинчатая клетка, 5 - таламический афферент, 6 - функциональное объединение аксонов пирамидных нейронов.
3) двустороннее корково-подкорковое взаимодействие. Важное значение коры больших полушарий для высшей нервной деятельности отмечал еще И.П.Павлов, который прямо писал, что появление интеллекта связано с появлением торможения "слепой силы" подкорковых образований. Действительно, кора оказывает выраженное томозящее действие на подкорковые структуры. Возможно, именно воздействие
тормозящей активности коры на эмоционально-мотивационную сферу мозга вызвало появление интеллекта;
4) двусторонние внутрикорковые взаимодействия (межполушарные, внутриполушарные);
5) функциональная специализация полушарий в сагиттальном направлении. И.П.Павлов придавал наибольшее значение именно этому различию внутри мозга, считая лобные доли ответственными за интеллект, а теменную область – за умения и навыки. В настоящее время известно, что мозг в большей степени специализирован во фронтальном направлении, то есть имеется "левый мозг" и "правый мозг"
(Р.Сперри, Нобелевская премия 1970);
6) отсутствие строгой локализации высших функций в головном мозге. Поиск "центра сознания", "центра памяти", "центра эмоций" и других центров закончился безрезультат но. Для возникновения сознания, памяти, эмоций и сна необходимо задействовать практически все структуры головного мозга ("распределенные системы"), хотя преобладание техили иных структур в некоторых высших функциях все-таки
наблюдается. Например, для эмоций очень важна активность лимбической системы, для памяти и обучения - гиппокампа, для сна и мотиваций - гипоталамуса.