Система маркетинговой информации на предприятиях сферы СКС и туризма

Для эффективного функционирования предприятия в условиях острой конкуренции информация становится таким же важным ресурсом предприятия, как финансы и персонал.

Маркетинговая информация помогает: снизить степень риска, вовремя обнаружить трудности и проблемы, скоординировать реализацию планов и стратегий маркетинга, оцепить рыночную деятельность, проанализировать состояние среды и др.

Система маркетинговой информации состоит из следующих подсистем:

· внутренней информации;

· внешней информации;

· поддержки маркетинговых решений, которая делится на систему сбора и систему анализа информации;

· подсистемы маркетинговых исследований

Подсистема внутренней информации направлена отражение текущей деятельности фирмы и выдачу сведений, характеризующих состояние дел туристского предприятия. Внутренняя информация помогает в разработке и принятии маркетинговых решений, но обычно не используется в отрыве от других видов информации.

Источниками внутренней информации являются:

· статистическая и бухгалтерская отчетность;

· материалы ранее проведенных исследований;

· акты ревизий и проверок;

· жалобы и рекламации потребителей и т. д.

Подсистема внешней информации направлена на получение информации о событиях, ситуациях, складывающихся во внешней маркетинговой среде, и предполагает сбор, накопление сведений о:

Ø ситуации на различных рынках, особенно на тех, на которых работает или собирается работать предприятие;

Ø силах, действующих на рынке (существующие и потенциальные конкуренты, потребители, поставщики, контактные аудитории и др.);

Ø состоянии и тенденциях развития факторов макросреды.

Внешнюю информацию можно разделить на:

· общую (официально опубликованную, доступную для всех);

· узкопрофильную (недоступную для широкой публики, издаваемую отдельными организациями и распространяемую на договорной основе (по подписке)).

Подсистема поддержки маркетинговых решений представляет совокупность элементов (моделей[3], методов[4], экспертных систем, вычислительной техники, программного обеспечения), которые используются для сбора и преобразования внутренней и внешней информации.

Система сбора первичной информации предусматривает проведение специальных маркетинговых исследований с целью получения данных, связанных с решением конкретных маркетинговых задач. Выбор конкретного метода (опроса, наблюдения, эксперимента) сбора информации зависит от: цели исследования, изучаемого признака, носителя этого признака (потребитель, работник предприятия, турпродукт).

Самым распространенным методом сбора данных в маркетинге является опрос - метод сбора первичной маркетинговой информации, предусматривающий, письменное или устное обращение исследователей к респондентам с вопросами, содержание которых отражает изучаемую проблему. В сфере сервиса и туризма могут применяться следующие виды опросов: анкетирование, интервьюирование, массовый, разовый, сплошной, фокус-группы, по почте, по телефону.

Наблюдение часто используются для получения описательной информации, которая в дальнейшем служит базой для формирования гипотез и используется в исследованиях поискового характера. Наблюдение осуществляется в соответствии с заранее разработанным планом, где указывается место, время, объект наблюдения, способы установления характеристик объекта наблюдения, способ фиксирования результатов и др. Наблюдение является весьма трудоемким методом получения информации.

Помощь для установления причинно-следственных связей между факторами маркетинга и поведением исследуемых объектов оказывают проводимые эксперименты. Эксперименты могут проводиться в реальных условиях — полевые. Полевые эксперименты иногда еще называют «пробный маркетинг». В ходе такого эксперимента изучают различные рынки, поэтому такую деятельность часто называют тестированием рынка.

Подсистема маркетинговых исследований представляет процесс планирования, сбора, обработки, анализа и представления данных, необходимых для разрешения маркетинговой ситуации.

Создание и эффективное функционирование маркетинговой информационной системы требует немалых временных затрат и финансов, а большие объемы информации требуют применения компьютерных технологий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: