Отбывание наказания не должно причинять осужденному физические страдания и унижать его человеческое достоинство

1. Основная задача уголовного законодательства – охранительная. Уголовное право регулирует общественные отношения, направленные на охрану интересов личности, ее прав и свобод, интересов общества и государства, а так же установленного правопорядка от преступных посягательств, достигая осуществление этой задачи следующими средствами: устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие вредные и опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает наказания за совершение таких деяний.

2. Молдавский законодатель определяет, что уголовное наказание служит мерой государственного принуждения и средством исправления и перевоспитания осужденного, применяется судебными инстанциями именем закона к лицам, совершившим преступление, с определенным лишением или ограничением их прав. Однако представляется не совсем точным применение словосочетания уголовное наказание ( так же,как и выражение уголовное преступление), ведь только вуголовном праве и применительно только к уголовно-правовым санкциям используется понятие наказание. Преступление и наказание – это уголовно-правовые институты и принадлежат они к понятийному аппарату уголовного права.

3. Наказание можно рассмотреть со стороны своего объективного проявления и социальной сущности.

Объективно наказание проявляется в применении к виновному в совершении преступления предусмотренных уголовным законом мер государственного принуждения.

Социальная сущность наказания напрямую связана с сущностью преступления как социального явления. Сущность же преступления выражена в отрицании отдельным индивидом установленного и охраняемого государством правопорядка, т.е. в произволе индивида, который, реализуя свои эгоистические интересы и потребности, делает это противозаконным путем, нанося вред интересам личности, обществу и государству. Отсюда можно сделать вывод, что наказание – это социальный институт, выступающий как средство защиты установленного правопорядка в государстве против произвола индивидов и имеющее своей целью восстановление социальной справедливости. Наказание – это в то же время уголовно-правовой институт, соответствующий тому или иному общественному строю, основополагающим политическим и правовым взглядам, господствующему интересу, атакже его этическому уровню данного общества.

4. Из законодательного определения наказания можно выделить его основные признаки:

- Государственный характер меры принуждения означает, что наказание может быть назначено судом, только от имени государства и является публично-правовой, государственной оценкой деяния как преступного, которая для совершившего его лица связана с обязанностью претерпеть наказание. Государство обладает исключительной монополией на назначение наказания. Только оно определяет полномочия в сфере назначения и исполнения наказания, устанавливает основания применения наказания, виды и содержание наказания.

- Принудительный характер наказания означает, что все участники публично-правового оборота обязаны подчиняться вступившим в законную силу решениям о наказании, а государство вправе применять для их реализации соответствующие меры воздействия, т.е. предусмотренные законом необходимые способы, обеспечивающие подчинение лиц и органов такого рода решениям. Принудительный характер наказания также означает обязанность осужденного претерпевать лишения и ограничения, связанные с применением к нему наказания. Наказание может быть назначено только по приговору суда и применяется только к лицу, признанному виновным в совершении преступления. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда; правосудие в Республике Молдова осуществляется только судом.

- Личный характер наказания, т.е. оно применяется лишь в отношении самого преступника и ни при каких обстоятельствах не может быть переложено на других лиц (например, на родителей несовершеннолетнего преступника).

- Содержанием наказания является лишение или ограничение прав и свобод (свободы, имущественных прав и т.д.). Лишение или ограничение прав и свобод осужденного должно иметь правовое обоснование и соответствовать закону. Незаконным является лишение осужденного предусмотренных законом средств поддержания его существования, приводящее к нанесению вреда здоровью, распространению эпидемий, равно как и лишение, осужденного государственной защиты от посягательств или иных форм негативного воздействия со стороны третьих лиц.

- Наказание, в отличие от других мер государственного принуждения, влечет правовые последствия – судимость, которая погашается или может быть снята при определенных условиях, указанных в законе.

5. Из сущности наказания логично вытекают две социальные функции (задачи) данного социально-правового института:

а) защита интересов личности, общества и государства от преступлений;

б) восстановление социальной справедливости.

5.1. Функция социальной защиты реализуется:

1) путем предупреждения совершения новых преступлений как осужденными (частная превенция), так и иными лицами (общая превенция);

2) путем исправления осужденного.

5.2. Функция восстановления социальной справедливости реализуется применением мер государственного принуждения.

6. Общепредупредительное воздействие наказания (общая превенция) проявляется, во-первых, в самом факте издания уголовного закона и в установлении в нем конкретных наказаний за совершение конкретных преступлений и, во-вторых, в назначении конкретного наказания конкретному лицу, виновному в совершении конкретного преступления. Общепредупредительная роль наказания заключается как в формировании под страхом наказания (устрашения и неотвратимости наказания) у граждан установки на необходимость соблюдения существующих в государстве правовых и социальных норм, непричинения вреда охраняемым ценностям и интересам, так и в удержании неустойчивых в моральном отношении лиц от совершения преступлений.

Частная превенция заключается в предупреждении новых преступных действий со стороны осужденного.

Совпадение сути исправления осужденного и частной превенции свидетельствует о необходимости решения этого вопроса в пользу единой цели – предупредить совершение осужденным новых преступлений.

Частная превенция достигается двумя путями: а) осужденный лишается возможности совершить новое преступление; б) осужденного устрашают фактом применения к нему наказания за совершенное преступление.

Объективно наказание причиняет тяготы, которые также являются сдерживающим фактором в совершении преступлений. Страх перед наказанием является весьма действенным средством юридического исправления и частной превенции. Индивид, познавший правовой статус осужденного, вряд ли сбрасывает со счетов свой опыт. Напротив, безнаказанность порождает преступления. Поэтому предупредительная сила наказания во многом зависит от его неотвратимости. Чем неизбежней оно следует за преступлением, тем эффективнее достигается цель общей превенции. Содержание преступления должно ассоциироваться с его неизбежным последствием – наказанием.

Исправление осужденного состоит в таком изменении его личности, при котором он становится безвредным для общества, более не нарушает уголовный закон. Исправление осужденного следует рассматривать как средство, служащее предупреждению совершения преступлений. Исправление осужденного предполагает использование любых законных и разумных средств позитивного изменения личности и социальных связей осужденного. Для достижения этого наказание должно действовать на осужденного наряду с иными правовыми и внеправовыми средствами воздействия, в т.ч. воспитательными. Исправление и частная превенция достигается комплексом социальных мер воздействия наряду с устрашением.

Нельзя, на наш взгляд, согласиться с тем, что воспитание (перевоспитание) является задачей уголовного права и наказания. Эту задачу должны решать другие социальные институты, т.к. исправительные органы вряд ли способны выполнить эту задачу.

Соотношение уровней общей и частной превенции – далеко не юридический вопрос, он зависит от уголовно-правовой политики государства, обусловлен социальным развитием общества, его моралью, психологией, уровнем правового сознания, религиозными воззрениями, находится в зависимости от уровня преступности, от эффективности уголовного законодательства и наказания, а также деятельности правоохранительных органов.

7. Справедливость предполагает:

- оптимально возможное возмещение, заглаживание посредством наказания, причиненного преступлением вреда личности, обществу, государству;

- соразмерность наказания опасности преступления, личности виновного, смягчающим и отягчающим обстоятельствам;

- запрет двойного наказания;

- недопущение причинения физических страданий или унижения человеческого достоинства.

Наказание представляет собой справедливый акт правосудия. Наказывая лиц, виновных в совершении преступлений, судебные органы защищают охраняемые законом личные интересы граждан, их организаций или объединений, государства и общества в целом. Наказание восстанавливает социальную справедливость, нарушенную в результате совершения преступления.

Во многом восстановление справедливости обеспечивается санкцией уголовно-правовой нормы; именно санкция предусматривает законодательные пределы наказания, и в этом плане она должна быть программой, реализация которой позволяет сделать наказание справедливым. В число средств законодательного обеспечения справедливости наказания входят также критерии его назначения: характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного и обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание. Эти критерии являются средством, позволяющим восстановить социальную справедливость.

Восстановление социальной справедливости путем наказания осужденного осуществляется применительно как к обществу в целом, так и к потерпевшему в частности. Социальная справедливость в обществе восстанавливается в возможных пределах: государство частично возмещает причиненный ущерб за счет штрафа, конфискации имущества, исправительных работ и других видов наказания; граждане убеждаются в том, что государственные органы способны обеспечить наказание преступника в соответствии с законом, исходя из начал гуманизма, соразмерности, эффективности. Применительно к потерпевшему социальная справедливость восстанавливается путем защиты законных интересов и прав, нарушенных преступлением. Реализуя эту цель, наказание должно обеспечить возможность возмещения причиненного вреда и в возможных пределах соразмерность лишения или ограничения прав и свобод осужденного страданиям потерпевшего, которые он вынужденно претерпел вследствие совершенного преступления.

Восстановление социальной справедливости предполагает дифференциацию уголовной ответственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: