ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Тема: Расчёт цилиндрической прямозубой передачи.
Задание: Рассчитать цилиндрическую прямозубую нереверсивную передачу.
Пример 1.
Дано: Р1 = 18,5 кВт; n1 = 735 об/мин; n2 = 210 об/мин; материал зубчатых колёс: сталь – сталь; нагрузка с умеренными толчками.
Решение:
1. Определяем передаточное отношение:
Находим вращающий момент на валу шестерни:
3. Выбираем марку материала и назначаем химико-термическую обработку зубьев; определяем допускаемые напряжения.
Используя таблицы 2 и 3, назначаем для изготовления зубчатых колёс сталь с поверхностной закалкой ТВЧ до твёрдости > НВ350.
Принимая по таблице 3 для стали 45 (HRC40…52) σ0НР = 800 МПа; NН0 = 6·107; σ0FР = 230 МПа для нереверсивной передачи; NF0 = 4·106 и назначая ресурс передачи tч = 104 ч, находим число циклов напряжений:
NHE = NFE = 60·tч·n2 = 60·104·210 = 12,6·107.
Так как NHE > NH0 и NFE > NF0, то значение коэффициента циклической долговечности KHL = 1 и KFL = 1. В противном случае коэффициенты циклической долговечности определяют по формулам:
|
|
Предельное значение KHL ограничивают: для стальных колёс при однородной структуре материала зуба KHL ≤ 2,6, при поверхностном упрочнении KHL ≤ 1,8; для чугунных колёс 1 ≤ KHL ≤ 2,4; для неметаллических колёс KHL = 1.
Чтобы при действии расчётной нагрузки на произошло разрушение зуба от нарушения статической прочности, максимальное значение коэффициента KFL ≤ 1,63.
Определяем допускаемые напряжения:
σHP = σ0HP·KHL =800·1 = 800 МПа;
σFP = σ0FP·KFL =230·1 = 230 МПа.
4. По таблице 4 для прямозубых колёс выбираем значение коэффициента Ка = 4950 Па1/3 для материала сталь – сталь.
Коэффициент ширины зубчатых колёс ψba = 0,315…0,5 при симметричном расположении зубчатых колёс относительно опор.
Принимая ψba = 0,4, определяем ψbd по формуле:
ψbd = 0,5·ψba·(u + 1) = 0,5·0,4·(3,5 + 1) = 0,9.
По таблице 5, интерполируя, находим (при > НВ350) KHβ = 1,08 и KFβ = 1,115.
5. Для вычисления модуля открытой передачи необходимо найти z1, z2, YF и наименьшее значение прочностной характеристики σFP/YF зуба.
При нарезании зубьев методом обкатки zmin = 17 при условии отсутствия подрезания, однако в передачах стремятся иметь z1 ≥ 20…30.
Принимая z1 = 20, определяем число зубьев колеса:
z2 = u·z1 = 3,5·20 = 70.
По таблице 6 находим YF при z1 = 20 и z2 = 70: Y'F = 4,12, Y''F = 3,815 -- среднее значение при z = 60 и z = 80.
Так как Y'F > Y''F, а σFP принято общим для шестерни и колеса, то σFP/YF для шестерни будет меньше, чем для колеса и, следовательно, расчёт на прочность зуба при изгибе необходимо выполнить по зубу шестерни. Итак, модуль передачи при Кm = 1,4
По таблице 7 принимаем m = 3,5 мм.
6. Определяем параметры передачи.
Вычисляем делительные диаметры шестерни и колеса:
|
|
d1 = m·z1 = 3,5·20 = 70 мм;
d2 = m·z2 = 3,5·70 = 245 мм.
Вычисляем диаметры вершин зубьев шестерни и колеса:
da1 = d1 + 2·m = 80 + 2·3,5 = 87 мм;
da2 = d2 + 2·m = 245 + 2·3,5 = 238 мм.
Вычисляем диаметры впадин шестерни и колеса:
df1 = d1 – 2,5·m = 80 – 2,5·3,5 = 71,25 мм;
df2 = d2 – 2,5·m = 245 – 2,5·3,5 = 236,25 мм.
7. Уточняем передаточное число, межосевое расстояние и находим ширину зубчатых колёс:
аω = 0,5·(d1 + d2) = 0,5·(70 + 245) = 157,5 мм;
b2 = ψbd·d1 = 0,9·70 = 63 мм.
Принимаем b2 = 63 мм, b1 = 65 мм.
8. Определяем окружную скорость и назначаем степень точности передачи:
По таблице 8 при 2 м/с < υ < 6 м/с принимаем восьмую степень точности передачи.
9. Вычисляем силы, действующие в зацеплении:
Fr = Ft·tg20° = 6,86·103·0,364 = 2,5·103 Н.