Время: 4 часа.
Цель занятия: Семинарское занятие должно способствовать формированию культуры спора, прививать навыки ведения дискуссии со слушателями.
Вид семинара: тематический семинар.
Учебные вопросы, выносимые на обсуждение:
1.Суть и виды споров.
2. Культура спора.
3.Основные виды аргументов. Сильные аргументы.
4.Правила убеждения. Правила Гомера, Сократа и Паскаля.
5. Ошибки в аргументационной деятельности.
6.Способы опровержения.
7. Полемические приемы. Уловки в споре.
Задания и методические указания студентам по подготовке к семинару:
1. Изучить основную литературу на выбор:
-Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов н/Д, 1995. С.45-54.
- Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Март, 2008.
-Шейнов В.П. Риторика. – Минск: Амалфея, 2000
-Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. – М., 1996. С.347-363.
2. Ознакомиться с дополнительной литературой:
-Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М., 1991
-Баранов А.Н. Что нас убеждает? – М., 1990.
|
|
3. Законспектировать:
-Шкатова Л.К. Речевые формулы спора // Русская речь. – 1990, № 4.
4. Практические задания:
1) Правильно ли сформулированы тезисы:
Спорт необходим для здоровья
Компьютер необходим каждому
Люди должны жить в собственных домах
Сформулируйте тезисы по-другому. Подумайте, как можно опровергнуть эти тезисы.
2) Докажите несостоятельность аргумента в следующих примерах:
1. Мы сумели заработать деньги для себя, мы сумеем заработать их и для вас.
2. Все мои друзья и знакомые поддерживают демократов, значит, каждый уважающий себя человек должен поддерживать демократов.
3) Продумайте и запишите систему аргументов для доказательства или опровержения одного из предложенных тезисов:
1. «Лень – это ржа ума и тела» (Б.Франклин)
2. Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся.
3. Образованный человек – полезный человек.
4. Добро созидает, а зло разрушает.
5. Вопросы для самоконтроля:
1) Что такое спор, дискуссия, полемика, диспут?
2) Какие типы аргументов выделяются по силе? Как они используются в споре?
3) Охарактеризуйте тот тип речевого поведения, который может помочь истине родиться в споре. Что нужно контролировать? Чего избегать? К чему стремиться?