Полемическое искусство

Время: 4 часа.

Цель занятия: Семинарское занятие должно способствовать формированию культуры спора, прививать навыки ведения дискуссии со слушателями.

Вид семинара: тематический семинар.

Учебные вопросы, выносимые на обсуждение:

1.Суть и виды споров.

2. Культура спора.

3.Основные виды аргументов. Сильные аргументы.

4.Правила убеждения. Правила Гомера, Сократа и Паскаля.

5. Ошибки в аргументационной деятельности.

6.Способы опровержения.

7. Полемические приемы. Уловки в споре.

Задания и методические указания студентам по подготовке к семинару:

1. Изучить основную литературу на выбор:

-Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов н/Д, 1995. С.45-54.

- Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Март, 2008.

-Шейнов В.П. Риторика. – Минск: Амалфея, 2000

-Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. – М., 1996. С.347-363.

2. Ознакомиться с дополнительной литературой:

-Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М., 1991

-Баранов А.Н. Что нас убеждает? – М., 1990.

3. Законспектировать:

-Шкатова Л.К. Речевые формулы спора // Русская речь. – 1990, № 4.

4. Практические задания:

1) Правильно ли сформулированы тезисы:

Спорт необходим для здоровья

Компьютер необходим каждому

Люди должны жить в собственных домах

Сформулируйте тезисы по-другому. Подумайте, как можно опровергнуть эти тезисы.

2) Докажите несостоятельность аргумента в следующих примерах:

1. Мы сумели заработать деньги для себя, мы сумеем заработать их и для вас.

2. Все мои друзья и знакомые поддерживают демократов, значит, каждый уважающий себя человек должен поддерживать демократов.

3) Продумайте и запишите систему аргументов для доказательства или опровержения одного из предложенных тезисов:

1. «Лень – это ржа ума и тела» (Б.Франклин)

2. Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся.

3. Образованный человек – полезный человек.

4. Добро созидает, а зло разрушает.

5. Вопросы для самоконтроля:

1) Что такое спор, дискуссия, полемика, диспут?

2) Какие типы аргументов выделяются по силе? Как они используются в споре?

3) Охарактеризуйте тот тип речевого поведения, который может помочь истине родиться в споре. Что нужно контролировать? Чего избегать? К чему стремиться?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: