Задание 6. Определите в предложениях диктумное и модусное содержание. Определите характер модусных смыслов.
1. Ей казалось, что она не имеет права заставить его высказаться. 2. И вот, наконец, вокзал – маленький, всегда безлюдный. 3. Это, бесспорно, один из важных периодов моей жизни. 4. За дождем не видно было ни моря, ни неба. 5. «Снег, видно, к оттепели», - сказала Тамара. 6. Я, казалось, не мог найти выхода из создавшегося положения. 7. Правда на вашей стороне. 8. Однако и то правда, что это лето стало как все лета. 9.Долго не находил я никакой дичи; наконец из широкого дубового куста полетел коростель. 10. Я считаю, что она обязательно придет.
Задание 7. Определите семантические типы предикатов и покажите их валентности (количество и виды актантов):
страшно, рубить, очутиться, рассердиться, больше, похожий.
Задание 8. Определите семантический тип предиката в следующих предложениях.
1. Нас пятеро.
2. Ребенок играет.
3. Мальчик читает книгу.
4. Цветы – в комнате.
5. Глупая птица – снегирь.
6. Многие потребовали объяснить задачу группы.
7. Он вполне мог стать прекрасным врачом, но предпочел заниматься хозяйством.
8. Вот возьму и уеду зарабатывать деньги.
9. В деревню Федор вернулся учителем.
10. Я знаю, что климат здесь скверный.
Задание 9. Определите тему и рему. Укажите средства выражения темы и ремы.
1. Где ты работал летом?
2. Рассказ Петя читает.
3. Жить – значит дышать.
4. Что ты делала в стройотряде? – В стройотряде я работала.
5. Петя читает рассказ.
6. Вот он-то и нарушил правила.
7. Бумага на столе. На столе бумага.
8. Что касается меня, то я не приду.
9. Что до меня, то я не приду.
10. В городе только и говорили, что о пожаре.
11. Прекрасно играют актеры!
Задание 10. Проанализируйте приведенные ниже предложения с точки зрения тема-рематической организации.
1. Летние вечера хороши! 2. Хороши летние вечера! 3. Но это продолжалось лишь несколько секунд. 4. Не нравилось ему только изобилие собак и кошек. 5. Моя сестра любит природу. 6. Послышались шаги и веселый говор. 7. Погода испортилась внезапно. 8. Донесение о результатах ночной разведки капитан Рюмин отправил в штаб полка в пять часов. В нем запрашивались ближайшая задача роты, связь и подкрепление соседями. 9. Встать Шурка никак не решался.
Семинар 3
Практические задания по темам "Способы представления синтаксической структуры высказывания. Синтактика как объект типологии"
Задание 1. Проанализируйте предложения с точки зрения теории непосредственно составляющих:
1. Ученик читает интересную книгу.
2. The old man saw a black dog there.