Б) Найдите в тексте любой тематики примеры различных типов модальностей

Задание 6. Определите в предложениях диктумное и модусное содержание. Определите характер модусных смыслов.

1. Ей казалось, что она не имеет права заставить его высказаться. 2. И вот, наконец, вокзал – маленький, всегда безлюдный. 3. Это, бесспорно, один из важных периодов моей жизни. 4. За дождем не видно было ни моря, ни неба. 5. «Снег, видно, к оттепели», - сказала Тамара. 6. Я, казалось, не мог найти выхода из создавшегося положения. 7. Правда на вашей стороне. 8. Однако и то правда, что это лето стало как все лета. 9.Долго не находил я никакой дичи; наконец из широкого дубового куста полетел коростель. 10. Я считаю, что она обязательно придет.

Задание 7. Определите семантические типы предикатов и покажите их валентности (количество и виды актантов):

страшно, рубить, очутиться, рассердиться, больше, похожий.

Задание 8. Определите семантический тип предиката в следующих предложениях.

1. Нас пятеро.

2. Ребенок играет.

3. Мальчик читает книгу.

4. Цветы – в комнате.

5. Глупая птица – снегирь.

6. Многие потребовали объяснить задачу группы.

7. Он вполне мог стать прекрасным врачом, но предпочел заниматься хозяйством.

8. Вот возьму и уеду зарабатывать деньги.

9. В деревню Федор вернулся учителем.

10. Я знаю, что климат здесь скверный.

Задание 9. Определите тему и рему. Укажите средства выражения темы и ремы.

1. Где ты работал летом?

2. Рассказ Петя читает.

3. Жить – значит дышать.

4. Что ты делала в стройотряде? – В стройотряде я работала.

5. Петя читает рассказ.

6. Вот он-то и нарушил правила.

7. Бумага на столе. На столе бумага.

8. Что касается меня, то я не приду.

9. Что до меня, то я не приду.

10. В городе только и говорили, что о пожаре.

11. Прекрасно играют актеры!

Задание 10. Проанализируйте приведенные ниже предложения с точки зрения тема-рематической организации.

1. Летние вечера хороши! 2. Хороши летние вечера! 3. Но это продолжалось лишь несколько секунд. 4. Не нравилось ему только изобилие собак и кошек. 5. Моя сестра любит природу. 6. Послышались шаги и веселый говор. 7. Погода испортилась внезапно. 8. Донесение о результатах ночной разведки капитан Рюмин отправил в штаб полка в пять часов. В нем запрашивались ближайшая задача роты, связь и подкрепление соседями. 9. Встать Шурка никак не решался.

Семинар 3

Практические задания по темам "Способы представления синтаксической структуры высказывания. Синтактика как объект типологии"

Задание 1. Проанализируйте предложения с точки зрения теории непосредственно составляющих:

1. Ученик читает интересную книгу.

2. The old man saw a black dog there.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: