Задание 2. В чем заключается разница между следующими высказываниями? В чем она выражается?

1. Художник написал картину. Картина написана художником.

2. Ревизор ожидает бухгалтера. Бухгалтер ожидает неприятность.

Задание 3. Определите как изменятся предложения в результате указанных трансформаций.

1. Бобры строят плотины (пассивизация).

2. Книга уже не продается (опущение).

3. Отец работает на заводе (перестановка).

4. Бумага на столе (негация).

Задание 4. Определите порядок слов развертывания фразы (синтаксический или естественный).

1. Чтобы попасть в Монако, удобнее всего сначала долететь до аэропорта Ниццы, оттуда до Монте-Карло не больше сорока минут.

2. Машину Саша водит.

3. Я хочу поехать в Африку, посмотреть на обезьян.

Задание 5. Определите вид залога.

1. Дети мирятся, ссорятся.

2. Наполеон побежден Кутузовым.

3. Сибирь покрыта льдом и мраком.

4. Петя читает книгу.

5. Власова и Соколов дружат.

Задание 6. Определите функцию порядка слов.

1. При этих словах он вдруг вскочил, возмутился.

2. Он побывал в Минске и в Москве.

3. Москва, Минск и другие города Таможенного союза встречают героя.

4. Да здравствует Беларусь!

Задание 7. Найдите формальные средства, при помощи которых можно было бы доказать различную синтаксическую сущность внешне подобных предложений типа:

У него платок в крови. У него благородство в крови.

Задание 8. Проанализируйте синтаксическое строение следующих предложений. обратите внимание на неоднозначность из членения. Укажите на причины, вызывающие синтаксическую омонимию.

1. Роняет лес багряный свой убор.

2. И вот семья из Сан-Франциско решила отправиться со всеми своими сундуками на Капри.

3. Он жил на чердаке в одном доме со мною, он часто видел меня с книгой в руке.

4. Я тоже чтил его подростком.

Задание 9. Опишите различия между следующими предложениями. Чем выражены эти предложения?

1. Ученик прибежал на зарядку. - Ученик прибежал с зарядки.

2. Инспектор принимает документы. - Документы принимаются инспектором.

3. Зрители не поняли, что герой по-настоящему любит. - Зрители не поняли, что герой по-настоящему любит.

Задание 10. Проанализируйте 5 рекламных текстов. Какие виды залога и порядка слов используются в них? Какова их функция? Какой тип развертывания фразы преобладает в исследуемых рекламных текстах?

Семинар 4

Практические задания по теме "Высказывание и ситуация"

Задание 1. Следующие высказывания обозначают одну и ту же внеязыковую ситуацию: говорящий хочет, чтобы собеседник ушел. Чем обусловливается в таком случае многообразие используемых языковых средств?

Не смею Вас больше задерживать. Убирайся вон!

Мне нечего Вам больше сказать. Уходи подобру-поздорову.

Прошу Вас, уйдите. Прочь с моих глаз!

Оставьте меня одного.

Закройте дверь с другой стороны.

Задание 2. Выразите различными языковыми средствами следующие внеязыковые ситуации: Звонок в дверь. Запрещение курения. Разрешение войти в аудиторию. Лежащая на столе книга. Объясните что определяет выбор языковых средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: