Одновременно с упражнениями по восстановлению функции ноги и обучению ходьбе проводятся тренировки для руки. Для тренировки пальцев руки используют занятия с мелкими предметами (кубиками, пирамидами), пластилином. Но и при плохом восстановлении функции руки (в большинстве случаев движения в руке восстанавливаются хуже, чем в ноге) больного возможно обучить основным навыкам самообслуживания.
Обучение бытовым навыкам также проходит определенные этапы: вначале это обучение простейшим навыкам самообслуживания (самостоятельному приему пищи, личному туалету), затем обучение самостоятельному одеванию, пользованию туалетом и ванной. Помогают больным различные технические приспособления (в больнице и дома): поручни у унитаза, скобы в стенах ванной комнаты, деревянный стульчик и лесенка в ванне и т. д. (рис. 17, 18, 19,20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27).
Рис. 17. Упражнение для руки с помощью палки
Рис. 18. Упражнения для кисти и пальцев (а, б).
Рис. 19. Приспособление для удержания ложки.
Рис. 20. Приспособление для удержания ручки для письма.
|
|
Рис. 21. Упражнение для пальцев рук.
Рис. 22. Упражнение с помощью пирамидки.
Рис. 23. Упражнение для предплечья с резиновым кольцом.
Рис. 24. Упражнение с резиновым кольцом для рук.
Рис.25, 26. Упражнение с резиновым кольцом для пальцев.
а | б |
Рис. 27. Упражнение с резиновым кольцом для кисти (а, б).
Установлено, что снижение компенсаторного использования здоровой руки для выполнения необходимых бытовых действий (еда, перелистывание книги, застегивание пуговиц и т.д.) путем фиксации ее (привязывание на несколько часов в день к туловищу и наложение легкой гипсовой повязки) стимулирует функциональное восстановление паретичной руки (в случаях умеренных и легких парезов) спустя месяцы и даже годы после инсульта. Больные с легкими парезами при восстановлении ходьбы и бытовых навыков могут «проскакивать» ряд указанных этапов, больные с грубым двигательным дефицитом, напротив, часто задерживаются на одном из этих этапов.