Психологичекий анализ коммуникации участников сервиса микроблогов

Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники

г. Минск, Республика Беларусь

Лойко А.И.

Павловская О.В. - ассистент, магистр психологических наук

Проведены исследования специфических особенностей коммуникации участников сервиса микроблогов. Коммуникация — это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными. Главной задачей межличностной

коммуникации выступает достижение социальной общности. При этом индивидуальность и уникальность каждого субъекта взаимодействия сохраняются. Современная теория коммуникации разрабатывается как в гуманитарных, так и технических науках. Ее проблемная область включает в себя предельно широкий спектр явлений — от внутриличностных коммуникативных процессов до крупномасштабных коммуникативных процессов в социокультурных системах.

Выявлены коммуникативные роли участников. Коммуникационные роли - принятое для той или иной социальной роли коммуникативное поведение; образ, который создается человеком в процессе общения для достижения определенной цели. Коммуникативные роли участников микроблога являются инициативными, т.е. сознательно создаваемыми человека в общении для достижения определенных целей.

Определена специфика исследования сервиса микроблогов человеком. Данная специфика существенно отличается от метода анализа документов. Во-первых, информация в микроблогах постоянно трансформируется, дополняется, «стирается» и т.д., что получило среди пользователей интернета название «живые документы». Во-вторых, строго говоря, микроблоги являются не отдельным документом, а системой или совокупностью различных документов, организованных или объединённых в единый информационный ресурс. В контексте определения метода анализа документов, принципиальное отличие информационно-коммуникационного содержания микроблогов от других форм социологических документов заключается в том, что эта информация находится в постоянной динамике - это «динамичный» документ. Динамика заключается, во-первых, в динамике структуры самого текста, в трансформации содержания микроблога (тексты, тематика, структура страниц, дизайн и т. д.), на что нами уже было указано. Во-вторых, это социальная динамика, то есть микроблог является информационно-коммуникационной формой социального взаимодействия на основе каналов обратной связи (ответы, комментарии, ретвиты, репосты). Социальная динамика через массовую обратную связь (как положительную, так и отрицательную) является принципиальным отличием интернета от других средств коммуникации.

Список использованных источников:

1. Почепцов, Г.Г. Теория коммуникаии. «Можайск - Терра». 2001 - 259с.

2. Бабаева, Ю.Д. Интернет: воздействие на личность. «Можайск - Терра». 2000. – 432с.

3. Войскунский, А.Е. Феномен зависимости от Интернета. «Можайск — Терра». 2000. — 433с.

4. Белинская, Е.П. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты. «Можайск - Терра». 2000 – 431с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: