Функциональная классификация эмоций В.К.Вилюнаса

В.К.Вилюнаса предложил классифицировать эмоции по функциональным признакам, применительно к регуляции поведения. Он рассматривал эмоции, как посредника между потребностью и деятельностью.

В. К. Вилюнас (1986) делит эмоции на две фундаментальные группы:

1. Ведущие эмоции или переживания, окрашивающие в образе среды потребности и тем самым превращающие их в мотивы. Данные эм. предшествуют д-ти, отвечают за неё и в целом обуславливают направленность такой д-ти.

2. Ситуативные (производные от первых). —возникают в процессе д-ти и выражают отношение субъекта к этой д-ти, условиям протекания данной д-ти, а также к сложившимся или возможным интересам.

Если ведущие переживания открывают субъекту значимость самого предмета потребности, то производными эмоциями эта же функция выполняется по отношению к ситуации, условиям удовлетворения потребности. В производных эмоциях потребность как бы объективируется вторично и уже более широко — по отношению к условиям, окружающим ее предмет.

Анализируя ситуативные эмоции у человека, Вилюнас выделяет

класс эмоций успеха—неуспеха с тремя подгруппами:

1) констатируемый успех—неуспех;

2) предвосхищающий успех—неуспех;

3) обобщенный успех—неуспех.

Эмоции, констатирующие успех—неуспех, отвечают за смену стратегий поведения; обобщенная э моция успеха—неуспеха возникает в результате оценки деятельности в целом; предвосхищающие эмоции успеха—неуспеха формируются на основе констатирующих в результате ассоциации их с деталями ситуации. При повторном возникновении ситуации эти эмоции позволяют предвосхищать события и побуждают человека действовать в определенном направлении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: