Организация камбуза

Перед тем как начать путешествовать на лодке, не только мои морские познания, но и кулинарные, были очень бедны. Поэтому при подготовке «Веккиетто» к кругосветному путешествию, я загрузила целое собрание книг о готовке на борту, надеясь найти в них советы и решения. Однако ничего полезного не почерпнула. Когда, при переходе через Атлантику, не имея уже своих идей и свежих продуктов, я искала в них, например, рецепт пасты с соусом отличным от обычного или альтернативного способа приготовления рыбы, мне попадались: папарделле (pappardelle) с орехами и шафраном, лингуине (linguine)со свежим лососем, раки в коньячном соусе и прочее в том же духе. Мне всегда не хватало больше половины ингредиентов. Когда другой раз у меня оказывалась рыба или моллюск или что-то из ракообразных, чуть отличающиеся от обычных, и я искала советы по их приготовлению, мне всегда предлагалась технология из высокой гастрономии, невозможная для осуществления на моей плите и на моём тесном камбузе.

Когда на Бали один наш индонезийский друг, приглашённый на ужин, пришёл с килограммом мяса черепахи, которая там является традиционным деликатесом, я не могла отвертеться от готовки. Под рубрикой морская черепаха книга предлагала мальтийский рецепт, который среди ингредиентов перечислял куриный желатин (он у меня был!!), ломтики сушёного яблока, зёрнышки розового перца, изюм и ещё не помню какую чертовщину.

В конце концов я решила сделать по-своему и превратила кусок черепахи в гору котлет по-милански, используя вместо панировочных сухарей индонезийские галеты? раздавленные при помощи бутылки. Получилось великолепно, хотя повторить этот эксперимент больше не доводилось!

Кроме трудностей с самой готовкой, я не смогла нигде найти никакой подсказки, как хранить продукты на лодке, как сделать, чтобы они дольше сохранялись, какую тару использовать и ещё множество маленьких-больших практических проблем. Поэтому, по возвращении из кругосветки, я предложила издательству “Editrice Incontri Nautici” написать книгу по кулинарии. Не сборник рецептов, а книгу о кухне на борту лодки, где изложила на бумаге решения найденные в ходе многих миль плавания, обмена опытом и многих неудачных попыток.

После издания книжки «Чтобы не умереть с голода», вы не можете себе представить, сколко раз мне приходилось слышать:

- Я приготовила по твоему рецепту, но без этого и этого. Всё равно получилось хорошо!

Или

- Воспользовалась вашими советами, как сохранить муку, чтобы в ней не заводились черви. Сработало!

Проблема пищи всегда была причиной беспорядков и бунтов на кораблях, начиная с восстания на Баунти и вплоть до наших дней. На генуэзских судах плата была низкая, но было право выражать недовольство. На других же судах нельзя было даже протестовать, и следовало есть то, что дают. Любой протест считался бунтом.

Но и сегодня, в эпоху замороженных продуктов и микроволновых печей, вопрос питания и кухни на борту парусной лодки вызывает некоторые проблемы. Готовить на лодке, это не то же самое, что готовить дома. Пространство ограничено, мало принадлежностей и часто нет печи. Шкафы совсем маленькие и не всегда под рукой все необходимые ингредиенты. Иногда приготовить поесть в плавании становится очень неудобно, а если не проявлять должного внимания, то и опасно. Но во время длинного перехода нельзя рисковать ослабнуть лишь из-за проблем на камбузе. Бывают, конечно, очень трудные ситуации: шторма, моменты усталости, но именно тогда и нужны дополнительные силы, чтобы избежать худших проблем.

Нам, к примеру, приходилось дойти до предела истощения. Был сезон дождей. Целый месяц мы находились в плавании, в том смысле, что месяц назад вышли с Фиджи и отправились на острова Саломон, делая случайные остановки на забытых всеми островах, встречающихся по дороге. Стояла страшная жара, постоянно налетали грозы, и не только готовить, даже жить было неудобно. Уже полтора года как мы находились в Тихом океане и не могли уже смотреть на кокосы, бананы и сладкии картофель - единственные продукты, которые можно было найти на этих островах. Рыбу мы тоже не могли есть, так как только недавно оправились от чигуатеры и не рекомендовалось употреблять её по крайней мере в течении года. В один из дней, после очередной смены передних парусов, мы лежали в кокпите, задыхаясь и не имея сил даже разговаривать. Почему это мы так ослабли? Мы начали опасаться, что заразились малярией, или деньгу, или ещё какой-нибудь тропической заразой. Потом, проанализировали, как мы питались в последнее время: кофе с молоком утром и больше ничего в течении всего дня, днём раньше: немного пюре утром и всё. И так длилось видимо уже много дней. На лодке были макароны, рис, сухая фасоль, консервы, варенья и много другого, но мы уже не хотели есть от физической усталости и из-за однообразия вкуса. Поняв, в чём проблема, разрешить её было относительно несложно. Мы обязались готовить по крайней мере два раза в день, пищу простую в приготовлении и легкоусваиваемую: картофельное пюре, отварной рис, фруктовые консервы. Потом мы сделали незапланированую остановку на Хониара и раздобыли там мясо, овощи и хлеб, и так вышли из положения. Мораль из всего этого – питание очень важно, особенно в трудные моменты. И умение готовить простые вещи в трудных условиях, это то, чему стоит научиться.

Но с другой стороны не всегда бывает плохая погода, бывает и спокойное плавание или тихие дни на якорной стоянке в спокойной бухте, вдали от всего и всех. И тут, если вам нравится готовить, можете дать волю фантазии.

Есть люди, которые, когда берут лодку в чартер за пределами Италии, едут с запасами вина, масла и продуктов на батальон, а есть такие, которые считают, что готовка в плавании унижает яхтинг. Естественно, каждый поступает как считает правильным или как ему нравится (по крайней мере в этом!). Но если путешествие запланировано длинное, как например кругосветное, готовить придётся, и так как невозможно всё время иметь привычные продукты, приправы и напитки, нужно знать и уметь готовить из ингридиентов, используемых в остальном мире. Нужно научиться обходиться без многих продуктов и утвари, которые дома кажутся необходимыми, и, самое главное, научиться заменять их теми новыми, которые мир вам предлагает. Путешествие - это также культурный опыт, и один из самых непосредственных способов узнать людей, это разделить с ними пищу.


Камбуз и плита

Однако, прежде чем готовить, нужно оборудовать камбуз.

Начнём с того, что дома мы назывем плитой. Она должна быть из нержавеющей стали и в кардановом подвесе. Не имеет значения, насколько велика и остойчива лодка. Возможность плиты качаться относительно продольной оси, гарантия безопасности. И часто, при большом волнении, вам доведётся заметить, что поверхность качающейся плиты, единственное место, куда можно поставить чашку кофе, без того, чтобы она немедленно перевернулась.

После этого уже можно пускаться во всякие другие дискуссии, например по поводу используемого топлива.

Мы используем керосин. Это отчасти старая привычка, отчасти осознанный выбор. Его можно найти в любой части света и двадцатилитровой канистры хватает с избытком на шесть месяцев. Керосиновая печка, легендарный Primus, возможно немного дороговат, но не требует дополнительных расходов на газовые трубки, баллоны, переходники, не требует практически никакого обслуживания, кроме как периодической чистки горелок, и он практически вечен. Единственная проблема, это предварительный разогрев горелок. Нужно заполнить специальный резервуар спиртом и поджечь его на несколько десятков секунд, перед тем как включить саму горелку. Время разогрева очень важно. Если включить раньше, чем нужно, горелка горит оранжевым пламенем, воняет и коптит всё вокруг, если включить позже, горелка уже не достаточно горячая и керосин плохо горит. Короче говоря, нужно набить руку, и это может быть проблемой, если на лодке собирается много людей и каждый должен освоить примус. Мы, например, не позволяем его разжигать никому. Мы немного зациклены, я это понимаю, но гости у нас случаются не так часто, и когда это случается, мы предпочитаем делать это сами, днём и ночью, каждый раз, даже когда кто-то просто хочет сделать себе кофе. В некоторых местах спирт может быть трудно найти или он очень дорог. На это, один наш друг приспособил небольшой газовый разогреватель с питанием от баллона типа Campingas. Его пламя горячее, чем от спирта и достаточно нескольких секунд, чтобы разогреть горелку, и одного баллона хватает очень надолго. Хотя нужно сказать, что даже в самой суровой мусульманской стране, найдётся китайский или индийский торговец, торгующий спиртом.

Газовую плиту, конечно, намного легче включить, но она имеет свои проблемы. Более опасна, потому что случайная утечка газа может привести к скоплению его в трюме и взрыву в результате случайной искры. Потом ещё проблема переходников. В каждой стране мира своя система соединения баллона с редуктором, и каждый раз нужно обзаводиться новым переходником. И не в каждой стране баллоны, даже если приходиться возить их для заправки за многие километры, заправляются как следует.

Один год, когда мы стояли в Танзании, случилось, что все лодки прибывающие из Тайланда, приходили с пустыми баллонами. Газ у них закончился во время перехода, намного раньше, чем было предусмотренно. Все они заправляли их на одной заправке на Пукете, и видимо на ней были какие-то проблемы. У некоторых газ закончился уже на Чагос, с перспективой как минимум пятнадцати дней плавания до прибытия в Африку без возможности разогреть какую-либо пищу. Помню, как одна американка рассказывала, как, чтобы сделать рис удобоваримым, замачивала его в кастрюле на много часов, поставив на компрессор опреснителя, чтобы использовать тепло. В итоге, думаю варево получилось не намного хуже приготовленных на плите.

Каждый раз, когда мы прибывали в марину в Австралии, к нам приходил инспектор с проверкой, соответствует ли наше газовое оборудование нормам безопасности (у нас его не было, поэтому всё было ОК), а наши друзья, чтобы продать лодку в Австралии, вынуждены были модифицировать его, так, чтобы баллоны находились снаружи, что лучше, с точки зрения безопасности, но баллоны сильнее корродируют от соли.

Все эти проблемы, однако, решаемые, и среди плавающих по миру на лодках, приверженцев газа гораздо больше, чем керосина.

Других альтернатив, я думаю, нет. Только раз мне довелось видеть спиртовую плиту и ещё слышала разговоры об электрических, но ни разу не встречала лодку, на которой она была бы установлена.

Выбрав тип топлива и установив плиту, остаётся только закрепить возле неё регулируемый ремень, позволяющий готовить, используя обе руки, когда находишься с подветренной стороны от плиты. Два быстрооткрывающихся карабина позволят быстро занять удобное положение. Поручень же, расположенный над плитой, позволит не упасть на кастрюли, когда лодка накренена в другую сторону.


Духовка

Если духовка есть - хорошо. Она закрытая и позволяет решить множество проблем: от первых блюд до десертов. Потребляет она больше плиты, разогревать её следует зараннее и во время готовки открывать как можно реже, во избежание резких изменений температуры готовящейся пищи. До этого момента всё как дома. Но в отличии от дома, на лодке печь используется по максимуму. Пока она разогревается, можно поставить, чтобы подошло, тесто для хлеба или подрумянить тосты, когда выключена, можно использовать её для разогрева блюд или поставить туда противень с отварным картофелем, порезанным ломтиками и посыпанным сыром, или половинки помидоров с каплей масла, чесноком, солью и душицей. Очень хорошо получается. Я набила на этом руку, но пишу всё это потому, что на лодке не достаточно повернуть рукоятку, чтобы начало поступать топливо, за ним нужно идти, и принести баллон или канистру на собственных плечах!

А если печи нет?

Если у вас есть свободное место для ещё одной кастрюли, вы можете приобрести духовку от обычной плиты. Они продаются в магазинах торгующих снаряжением для кемпингов. Это такая особенная кастрюля в форме бублика, с круглой, перфорированой крышкой. Она ставится на металлический грибок, установленный на включенную плиту. В ней можно готовит всё: хлеб, пиццу, торты, выпечку, точно так, как в нормальной печи.

Во время кругосветки на «Веккиетто» у нас была такая печка (называется она Petronilla) и она обеспечивала нас хлебом, пиццей, тортами и выпечкой в течении трёх лет путешествия.

Если же нет места и для такой печи, учитесь обходиться без неё. Готовьте холодные пирожные и научитесь использовать сковародку закрытую, но без клапана. Это хорошая замена печи. Достаточно поместить в неё блюдо, предварительно смазав стенки маслом, как обычный противень. Потом закрывается крышка, оставив открытым, или совсем убрав, предохранительный клапан, и готовится в течении немного меньшего времени, чем в обычной печи, единственная проблема, что сверху не образуется корочка. В ней можно готовить и хлеб, хотя он всегда получается слегка подгорелый снизу.


Холодильник

Холодильник не является необходимостью, но иметь его очень здорово. Во время нашей первой кругосветки он сломался почти сразу. Через несколько месяцев мы пришли в Панаму и попытались его отремонтировать. Но холодильники для лодок - сложная вещь. Техник, мужик ростом в два метра и шириной в метр, со счастливой улыбкой человека, живущего в тёплых странах, демонтировал его и унёс с собой. Через несколько дней он вернулся, опустив взгляд, с промасленной коробкой полной мелких деталей. Развёл руками:

- Части все, попробуйте в другом месте.

С тех пор холодильник остался в этой коробке, и со временем мы о нём забыли. Мы заполняли ящик льдом там, где его удавалось достать, и тогда был праздник, потому что мы могли себе позволить ледяные напитки и прочую роскошь, но большую часть времени обходились без него. Привыкаешь пить тепловатую воду, и через некоторое время уже не обращаешь на это внимания. Привыкаешь рассчитывать меню на бобы, рис, картофель и консервы, на те продукты, которые не требуют хранения в холоде. Начинаешь применять другие методы для консервации продуктов: сушить пойманную рыбу, смазывать яйца вазелином, сушить на солнце хлеб.

Раз на стоянке на островах Кук, мы встретили французов на самострое. Тоже без холодильника, но они накормили нас тушеной козлятиной с картошкой, очень вкусной! Им посчастливилось добыть козу на необитаемом острове. Они её разделали на мелкие кусочки и засолили в больших стеклянных банках, взятых из дома. Это обеспечило их на несколько месяцев мясными блюдами.

Короче говоря, холодильник необходимостью не является, и маленькие лодки, меньше восьми метров, обычно его не имеют, по понятным причинам: нехватки места и электроэнергии.

Обойтись без холодильника можно, но когда он есть, это просто здорово! Можно хранить несколько месяцев сыр, привезённый друзьями, и съесть его будучи очень далеко, когда очень сильно захочется; можно покупать помидоры на рынке, выбирая зелёные и потом хранить их на дне холодильника и достать их через месяц, когда уже будешь в местах, где люди никогда не видели помидоров. Это роскошь, которая стоит усилий, потраченных на установку и обслуживание холодильника.

Одно время использовались холодильники, работающие на газе. Они очень простые и потребляют немного, надёжны и работают десятилетиями, но не очень сильно холодят. И с ними возникают всё те же проблемы безопасности и заправки, что и с газовыми плитами.

Есть холодильники, работающие от основного двигателя, мощные и эффективные. Располагая огромной мощностью, они охлаждают очень быстро. Их дефектом является как раз то, что они работают лишь при включенном моторе, и получается, чтобы попить холодной воды, прийдётся слушать шум мотора, когда в этом нет необходимости.

И наконец есть холодильники электрические, самые распространённые. Их недостаток - большое потребление электроэнергии от бортовых батарей. Но в последние годы технологии улучшились, потребление уменьшилось и надёжность сильно возросла. Если холодильник хорошо изолирован и не открывается слишком часто, эти новые системы достаточно эффективны и потребляют умеренно. Последние модели имеют контроллер, который регулирует работу холодильника в зависимости от заряда батарей. Если батареи сильно заряжены, когда работает двигатель или солнечные панели хорошо освещены, холодильник работает на всю катушку, когда же напряжение падает, контроллер снижает мощность холодильника или даже отключает его, во избежание полного разряда батарей.

На “Barca pulita” у нас установлен электрический Frigoboat. Работает система отлично.Очень легко устанавливается, мы сами установили его за пол дня, не нужно заправлять фреон, потому что он уже заправлен, и никогда не ломается. Кроме того, с тех пор, как мы стали охлаждать его наружным теплообменником Veco, потребляет совсем мало и замораживает воду чуть дольше, чем за час. Работает он и на суше, достаточно держать мокрую тряпку на теплообменнике.

Что сильно уменьшает потребление электричества холодильником, так это качество теплоизоляции. Чаще всего холодильная камера является частью лодки на момент покупки и, не остаётся ничего другого, как довольствоваться тем, что есть. Если же предстоит её оборудовать холодильником, необходимо делать это, следуя некоторым правилам, существенно уменьшающим рассеивание холода, которые мы описали в приложении, чтобы не утомлять напрасно тех, кто холодильник конструировать не собирается.

Если же нет возможности установить холодильник, можно оборудовать хотя бы ледяной ящик, закрытый и хорошо изолированый, с дренажным отверстием в трюм. Заполнив его льдом, в нём можно держать мясо или другие скоропортящиеся продукты. Вы себе не можете представить, сколько мест в мире, где можно найти лёд. Мы нашли его даже на затерянном островке в архипелаге Тонга, где японское правительство подарило местному населению (меньше двухсот душ) оборудование по производству льда, для сохранения рыбы. Естественно, мы были единственными клиентами. Что касается морозильных камер, то они нужны лишь американцам. Не знаю как, но они умудряются отправиться из дома с точным количеством куриных крыльев и индюшачих окорочков, требующихся им для барбекю в течении всей кругосветки. Для нас же, обычных людей, морозильник, это лишь прибор, потребляющий много электроэнергии. В действительности на лодке больше требуется охлаждение, а не заморозка, чтобы дольше сохранять некоторые овощи, колбасы и сыры, привезённые из Италии, сохранить хлеб, который иначе придётся есть чёрствым или поджаренным и, почему нет, иметь для питья воду более приятной температуры. Нужды же в заморозке чего-либо, по крайней мере мы, никогда не ощущали.

Итак, холодильник должен быть объёмным, чтобы вмещать много, хорошо изолированным, чтобы потреблять мало, открываться сверху, чтобы при каждом открытии не терять большое количество холодного воздуха, с термостатом, позволяющим регулировать температуру и потребление до приемлемого уровня. И он не является необходимостью - апперитив можно выпить и тёплым, но если хотите джин-тоник на закате в запотевшем стакане!...


Организация камбуза

Ограниченное пространство, естественно, определяет оборудование кухни и её размеры. Очень важно научиться жить в этом пространстве. И со временем всё получается. Один раз мы встретили английскую лодку, хозяева которой часть пространства камбуза использовали под мастерскую. У них была одна кастрюля и чайник. Парень, шедший с ними через Тихий океан, с тоской рассказывал, что ежедневное блюдо в течении двадцати дней, состояло из картошки, макарон и солонины, сваренных вместе в одной кастрюле. Хотя, на английских лодках даже с оборудованой кухней, готовят не намного лучше!

Другая крайность: на атолле Суваров, посреди пустынного океана, на американской лодке, куда мы были приглашены на завтрак, были предложены бриоши, привезённые замороженными из Калифорнии и разогретые перед подачей на стол в микроволновой печи.

Но не беспокойтесь, существуют и промежуточные варианты!

Начнём с кастрюль. Они тоже должны соответствовать размерам плиты, печи и шкафа, в котором их предстоит хранить. Скороварка, по моему мнению, просто необходима. Она экономит время, воду и топливо. Кроме того она герметично закрыта и с ней легче управляться при качке. Готовят в ней овощи, бобовые, жаркое и тушеное мясо (когда оно есть), рыбу и многое другое. Научившись готовить в ней макароны, не приходиться больше сливать воду - довольно опасная процедура на движущейся лодке, и тем более будучи одетой лишь в купальный костюм. Это очень просто, достаточно приготовить соус в открытой скороварке и, прежде чем он загустеет, бросить туда короткие макароны, хорошо перемешать в течении нескольких секунд, чтобы они пропитались соусом и залить горячей водой, чтобы только покрыть сверху. Закрывается скороварка и всё варится от свистка половину времени, указанного на упаковке. Потом крышка открывается и ещё в течении нескольких секунд паста подсушивается до желаемой кондиции.

Таким же способом готовится и ризотто.

Я знаю, что опытные повара никогда не используют скороварку дома. Но на лодке всё по-другому. Запомните, возьмите её с собой, даже если не верите нам, потому, что когда вы измените своё мнение в ходе длинного путешествия (а я уверяю вас, вы его измените), то ужаснётесь ценам на них за пределами Италии.

Чайник тоже, на лодке более полезен, чем дома. Он весь закрыт и через носик удобно наливать кипяток для приготовления чая, кофе, горячих бульонов, сублимированного пюре, и прочих лакомств, незаменимых, когда холодно и море бурное. Купите себе хороший, из нержавейки, и он состарится вместе с вами... У нас всё тот же чайник на протяжении 20 лет, он с нами уже на третьей лодке и всё ещё несёт свою службу, хотя уже давно потерял свой двухтональный свисток.

Кроме этих фундаментальных элементов, в минимум оснащения кухни должны входить: сковорода с антипригарным покрытием, кастрюля средних размеров и кастрюля поменьше. Если место позволяет, можно добавить ещё пару сковородок побольше и ковшик, с соответствующими крышками, которые, в случае отсутствия, заменяются тарелками.

Для печи можно использовать прямоугольные или овальные противни из нержавейки или термостойкого стекла. Они не ржавеют, легко моются и могут постоянно храниться в печи, так же как и все остальные кастрюли, при отсутствии достаточного места для них, могут храниться вставленные одна в другую на плите в кардановом подвесе.

А кофеварка? Вы очень быстро убедитесь, что это объект с непостоянным центром тяжести. Сначала вода, а значит и вес, находится внизу, но когда кофе почти готов, вода поднимается вверх и устойчивость становится очень проблемной. Кофе - это удовольствие, но разлитый кофе, какое же это удовольствие? Можно перейти на растворимый, тот что пьют почти на всех лодках, или заваривать его, используя фильтр. Но если уж никак не можете обойтись без кофеварки, держите её под контролем!

В качестве рабочего инструмента нужно бы иметь штопор, открыватель консервных банок, ручной и без роликов, потому что их оси ржавеют и ломаются, тёрку, по возможности c разными по размеру ячейками, пару деревянных ложек, одну для сладкого, другую для солёного и несколько хорошо режущих ножей. Если ещё удастся разместить маленькую ножеточку или абразивный брусок, совсем хорошо. Ещё потребуются пара ножниц, воронка, кухонная доска, пара больших чашек для салатов, дуршлаг и сито.

И опять же, если позволяет пространство, можно расшириться. Можно увеличить количество и размеры чашек, можно обзавестись сокодавкой для цитрусовых, взбивалкой, ситом для приготовления овощных пюре, половником, шумовкой, лопаткой, ножом для чистки моркови, мерным сосудом для жидкостей и несколькими блюдами.

Однако без всех этих вещей можно прекрасно обойтись - цитрусовые можно выжимать руками, воткнув вилку в мякоть, той же вилкой, или двумя перекрещенными вилками взбиваются яичные белки и давятся овощи, вместо половника используется любая посуда с ручкой, вместо лопатки используется нож, и тем же ножом чистится морковь. Муку, воду и сахар отмеряйте на глаз или имеющимися у вас стаканами, чашками и ложками. Например, четыре столовых ложки соответствуют примерно ста граммам муки или сахара и примерно такому же количеству сливочного масла. Если масло расфасовано в банки, вы прекрасно можете дозировать его ложками. А большая часть бокалов с ручкой имеет объём четверть литра.

Кроме вещей необходимых, существуют и те, что облегчают работу на кухне и упрощают жизнь. Например, бумажные полотенца, упаковочная плёнка, алюминиевая фольга в рулончиках, бумага для выпечки, пластиковые пакеты для продуктов, бельевые прищепки, удобные для закрывания пакетов, прихватки, длинные рукавицы для работы с печью, и неплохо бы ещё пластиковый передник, дабы избежать неприятностей, когда брызгает горячее масло, а на вас из одежды только одни шорты.

Действительно, самое серьёзное происшествие на кухне у нас случилось, когда Карло опрокинул себе на ноги кастрюлю с кипящей картошкой. На волне он ударился о плиту, и только что открытая скороварка перевернулась. На нём была лишь пара парусиновых шорт и последующие три недели он провёл лёжа, с ногами покрытыми ожогами.

Чтобы рационализировать использование холодильника и не сваливать продукты в кучу, хорошо использовать пластиковые корзинки и банки различных форм и размеров с герметичными крышками. Их легко размещать и укладывать друг на друга.

После приготовления пищи, приходит черёд и съесть её, поэтому перейдём к столу. Глубокие тарелки, или даже миски предпочтительнее плоских тарелок - из них меньше проливается, когда лодку сильно качает, а когда ешь в кокпите, пища дольше не остывает, пусть даже для бифштекса или суши, плоские тарелки более элегантны! Для питья можно использовать бокалы с ручкой, они заменят и стаканы и чашки. Кружки предпочтительнее из нержавеющей стали, а не эмалированные, так как при ударах эмаль откалывается и они ржавеют. Они дороже, но служат почти вечно, в то время как бокалы из пластика и меланина от чая и кофе темнеют. Их можно отмыть, замочив в отбеливателе, но от частой обработки они становятся пористыми и некрасивыми. Ложки, вилки выбирайте из нержавейки и не удивляйтесь, если они всё-таки немного заржавеют.

И наконец, оставьте небольшое пространство для инструментов, которые вы научитесь использовать во время путешествия, и они станут незаменимыми при использовании новых ингредиентов, которые вам придётся использовать. Я имею ввиду, например, тёрку для кокосов, она имеется на каждой лодке, плавающей в тропиках, небольшую ступку для имбиря и других кореньев, которые нужно будет истолочь, или одно из многих гениальных приспособлений для чистки рыбы, которые используют все рыбаки в мире.

Прочитав всё написанное выше, можно было бы прийти к простой формуле: большая лодка, значит хорошо оснащённый камбуз, маленькая лодка - спартанская кухня. Но это не так. Наш друг Микель, одиночка на «Арпэж», по крайней мере раз в неделю делает на лодке пасту, с помощью машинки из нержавейки, привезённой из Италии и развешивает её сушиться на длинных деревянных скалках, подвешенных поперёк каюты. И, если позволите выйти за пределы темы камбуза, раз в год перешивает обивку матрасов на своей швейной машинке.

На «Парпар», девятиметровой канадской лодке, мы видели миксер, тостер, керосиновую печь с противнем для кексов, проращиватель для семян и агрегат для приготовления йогурта. В компенсацию, когда обедаешь у них, дают книги, чтобы подложить под горячие блюда и не обжечь колени. На лодке нет стола. Полная противоположность, другая канадская лодка, самостоятельной постройки тримаран, очень лёгкий. Хозяйка, Фрэнсис, с гордостью демонстрировала мне алюминиевую давилку для чеснока.

- Ненавижу резать чеснок, но я не могла позволить себе стальную давилку, потому что она очень тяжёлая. Теперь вот эта изменила всю мою жизнь.

Но, конечно, не жизнь её гостей, которые будучи приглашёнными на ужин, вынуждены терпеть ужасные блюда из продуктов, сваренных вместе, потому что на лодке только одна кастрюля; недоваренных - из экономии газа, потому что нельзя погрузить на лодку запасной баллон; и без соли, потому что соль вредна, и к тому же весит!


Мытьё посуды

Если лодка не стоит в марине, посуду можно прекрасно помыть морской водой. В тёплых морях можно использовать нормальное моющее средство, разведённое в чашке тёплой, пресной воды. Существуют и специальные средства для морской воды, но они дороги и за пределами Средиземноморья практически не встречаются. Вполне можно использовать любое другое средство. Просто потом сполосните посуду в морской воде, но сполосните очень хорошо.

Такая мойка годится как для тарелок, так и для кастрюль, приборов и кружек из нержавейки. Если вы используете их каждый день, они не будут успевать заржаветь в местах сварки и покрыться пятнами. Единственно, необходимо хорошо сполоснуть всё пресной водой, если вы собираетесь оставить лодку и не использовать посуду длительное время. Клапан скороварки, если предвидится длительный перерыв в её использовании, нужно снять и замочить на некоторое время в пресной воде, особеннно часть с резиновой прокладкой (если она есть).

И последняя обработка, также в случае если лодка остаётся на долго в жарком климате, предназначена для деревянных инструментов, таких как кухонная доска, деревянные ложки, рукоятки ножей. Если не хотите по возвращении обнаружить их покрытыми плесенью, толщиной в палец, достаточно промыть их пресной водой с моющим средством, замочить на полчаса в воде с дезинфектантом или хлорном растворе, правда хлорка сильно воняет, и прополоскать их. Периодическое протирание деревянной или тефлоновой доски хлорным раствором, позволить избежать запахов недостойных кухонной утвари.

Мусор

Проблема с мусором на лодке всегда довольно щекотлива.

Все выходят в море с благими намерениями, ничего не выбрасывать за борт и держать весь мусор до следующей остановки. И если плавание долгое, рундуки наполняются мешками и мешочками, которые с каждым днём всё увеличиваются в объёме и издают неприятные запахи, всегда путаются под ногами, рвутся в самый неподходящий момент и в конце концов выбрасываются за борт в приступе ярости, вызванной морской болезнью. Если же удаётся довезти их до берега, то часто в странах третьего мира, и не только, сталкиваешься с горьким сюрпризом, обнаружив, что ваш ревностно сохраняемый на борту в течении дней и недель мусор сваливается в кучу местных отбросов и выкидывается прямиком в море.

Если плавание длинное, держать всё на борту невозможно. Гораздо лучше принять определённые компромисы и следовать реалистичным правилам. Пищевые органические отходы и бумага могут выбрасываться прямиком в море. Мы даже не заводим для них мешок, потому что потом возникнет проблема грязного и вонючего мешка, который неизвестно куда девать. При готовке отходы складываются в ведро или тазик, после чего всё выбрасывается в море и ведро споласкивается. Всё это очень быстро разлагается и ещё быстрей съедается рыбами и не может считаться загрязнением.

В море можно выкидывать и стекло, достаточно делать это в открытом море и предварительно разбивать бутылки или банки, чтобы быть уверенными, что они пойдут на дно. То же самое и с консервными банками, открыть и продырявить, чтобы сразу утонули. Никто, и даже море от этого не пострадает. Но не ожидайте на это общественного одобрения, всегда найдётся кто-то, кто вас раскритикует.

Все эти замечания, естественно, верны только для плавания. Само собой разумеется, если вы пришвартованы или стоите на якоре в закрытой бухте, лучше собрать всё в пакет и потом сжечь на берегу или закопать подальше от воды.

А вот пластик нельзя выкидывать в море и нужно держать на борту. Успокаивает тот факт, что его не бывает много. Пластиковые бутылки стоит держать в качестве запасных ёмкостей, так же как и пакеты. Всё остальное, если хорошо подумать, просто мелочи, и места занимает очень мало. И знаете в чём заключается наибольший риск, особенно когда у вас на борту гости? Если у вас на кухне есть контейнер или пакет для пластиковых отходов, там обязательно окажется всякая другая дрянь. Потому что очень трудно воспитать во вновь прибывших привычку выкидывать всё в море. Во-первых, потому что удобнее бросить всё в пакет, который под рукой, чем выйти на палубу, и ещё потому что все сейчас экологи: за чистое море, без плавающей бумаги или картофельных очисток, но в то же время приезжают на лодку с горой гигиенических салфеток, зубной нитью, ушными палочками, упаковками из пластика и полистирола, и иногда даже с одноразовыми фотоаппаратами.

Мне пришлось разработать меры принуждения и психологического терроризма, чтобы вынудить друзей бросать в мусорный контейнер только минимально необходимое. Я использую очень прозрачный пакет. Вы не можете себе представить как люди стыдятся, чтобы кому-то попался на глаза даже ватный тампон, которым всего лишь очистили лицо. И пакет должен находиться вдали от кухни, чтобы оказалось более удобным выйти на палубу, выбросить в море, чем добраться до мусорного пакета. Я даже заставляю людей признавать собственный мусор, когда вижу в пакете вещи, которые должны бы были быть выброшенными в море и, возможно, уже начинают попахивать! Я понимаю, что это паранойя, но вы знаете какое количество мусора способны накопить шесть человек за шесть дней, если вы не будете бдительны

Как-то в марине на Фиджи я стала свидетельницей сцены, которая много говорит о том, какое понятие люди вкладывают в слова "окружающая среда". С только что прибывшей финской лодки на берег сгрузили пол дюжины мешков с отходами, в том числе пищевыми, в поздней стадии разложения. Охранник смены указал экипажу, что всё это они должны выбросить в море, потому что иначе запачкают мусорные баки марины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: