Период «персонального журнализма» в странах Западной Европы и США

Эпоха Просвещении стала поворотным этапом в истории европейской цивилизации, явлением во многом итоговым. Европа сделала решительный шаг к переходу к новым экономическим, социально-политическим и идеологическим формам. Абсолютистские режимы в II в. начали сменяться демократическими. 11 столетие стало эпохой кровавых революционных потрясений и воин за независимость. Социально-экономические и политические достижения были связаны с движением в духовной области, которое само дало себе название «Просвещение». «Просвещение с помощью света разума» - таков был лозунг прогрессивных сил Европы. Новые идеи получали распространение благодаря путешествиям, международной книжной торговле, все возраставшей переводческой деятельности и переписке.

Эпоха Просвещения - период демократии. 1689 - принятие «Билля о правах» - новая модель взаимоотношения личности и государства. Появление интеллектуальной среды: «Республика ученых» - объединены задачей поиска истины. Во Франции первый журнал Кольбера. Журнал Денни де Салло. В Англии первый журнал Олдберна. Философско-литературиное издание Пьера Бейля. Появление журналов литературно-критического содержания. Великий памфлетист и полемист эпохи Просвещения Д.Дефо - сатира его достигает цели. Язык просветительских изданий отличается простотой и ясностью. Два подхода к исправлению нравов - сатирический и морально-дидактический. Издания Аддисона и Стиля. Сила публицистического дарования Свифта. Во Франции идеи Стиля используют редакторы Мариво и аббат Прево. Изменения в период эпохи Просвещения - модификация культурной обстановки эпохи (сакральный текст заменяет научный). Д Дефо - основатель «персонального журнализма».

Первый европейский журнал («Журнал ученых», 1665-1828) был создан по инициативе французского министра финансов Жана-Батиста Кольбера, которого часто сравнивают с кардиналом Ришелье. Кольбер задумал периодическое издание, которое бы освещало научные, критические и литературные проблемы, стоящие перед интеллектуальной элитой Европы. Цензурные преследования, существовавшие в большинстве стран Европы, заставили обратить внимание журналистов на возможность публикаций своих изданий в Голландии.

Задача просветительской журналистики вторая половина 17-го века - исправлять нравы общества посредством просвещения и развлечения. Поэтому язык просветительских изданий отличался простотой и ясностью, чтобы быть понятным и доходчивым максимально большему числу читателей. Как писал Даниэль Дефо, «если меня спросят, какой стиль я считаю наилучшим, то я отвечу – тот, на котором можно разговаривать с пятью сотнями людей самых разнообразных профессий, исключая идиотов и сумасшедших, и быть понятым всеми».

Просвещение совпало со становлением и расцветом журнальной периодики, и в этом совпадении имеется своя закономерность. В период, когда властителями дум были философы и писатели, роль печатного слова в формировании общественного мнения возросла многократно. Этот период иногда называют эпохой персонального журнализма - практически за каждым периодическим изданием стояла личность редактора или издателя, проводившего свою идеологическую политику. Писатели и философы часто обращались к созданию журналов для пропаганды собственных взглядов. Развитие журналистского профессионализма происходило столь же динамично в этот период, как и становление самой прессы. А такое явление как персональный журнализм требовало от человека профессионального универсализма. Служение истине становится лейтмотивом творчества тех французских журналистов, которые создавали свои произведения в годы Французской революции 1789 года, когда взлет персонального журнализма наиболее ярок. Французские просветители-энциклопедисты в середине 11 в. обратились к проблеме специфики журналистского труда. По их мнению, есть два типа журналиста: один светит «отраженным светом», обозревая и комментируя новинки литературы, науки, искусства и т. д; другой обладает достаточным талантом и смелостью, чтобы служить прогрессу. Все это происходило в 18в. А чуть позже, в 19 в. стал формироваться «новый журнализм», когда фундаментальной функцией издания признавалось распространение информации.

По Смору: Надо начать с Англии: Свифт, Дефо- основателя персонального журнализма (17 век), рассказать о них и их деят-ти. Далее Аддисон и Стивенс -так же основатели. Франция -это Вольтер, Бомарше, потом Мирабо и Робеспьер. США: Джефферсон (выступал за республиканцев), англичанин Пейн (печатался в издании, кот. руководил брат Франклина), Гамильтон. В 19 веке- Беннет, Грилли (основатель качественной прессы и, кажется, редактор New York Gerald), Генри Раймонд - основатель New York Times, затем Пулитцер.
Еще во Франции Шатобриан, Жермина де Сталь. Испания: д-ть Мариано Хосе де Ларо. Германия: 18 век - Лессинг, Лихтенберг, 19-20 век - Гейне, Маркс и Энгельс.
Нужно вкратце рассказать об этих деятелях и наверное об их изданиях.
47. Понятие композиции. Работа редактора над отдельными структурными элементами произведения.

Композиция (от лат. «композицио» - сочинение, соединение, упорядочение) – литературоведческий термин, обознач.такое построение произведения, которое объединяет все части в единое целое и способствует воспроизведению целостной картины жизни в том плане, в кот. воспринимает и оценивает ее автор.

Диспозиция – учение о композиции. 1. список (расположение материала по к-л принципу). 2. органическая композиция (материал организован по причинно-следств. связям). 1 – самый распр. вид диспозиции. Редактор – от reducco – сокращать – сокращатель материала.

Классическая драматургия имеет 5 делений: экспозиция (изображение времени, пространства и героев), завязка (начало конфликта), развитие действия (эскалация конфликта, нарастание борьбы), кульминация (лат. culme – вершина – вершина конфликта, та фаза, в которой опр. победитель. Из кульминации видна и экспозиция и развязка), развязка (разрешение конфликта, изображение нового сост-я времени, пространства и героев).

Композиция рукописи опр. её сод-ем, объемом, видом текста, полит., науч., культ. уровнем читателей. Композиция относится к понятию формы произведения и вместе с жанром, стилем и системой образов составляет её, но при этом композиция связана через осн. образы и с сод-ем произв., поэтому построение произв-я опр. общ. законами К.

Правила построения КП: послед-ть частей мотивирована; части соразмерны; приёмы К должны опр. сод-ем и характером произведения.

Требования редактора к построению П: комп. полнота, необ-мость каждой части, единство всех частей рукописи.

Различают К худ. и нехуд. П. К. худ. П имеет в своей основе сюжет и поэтический образ, то есть в её основе лежат образные приёмы изложения, возд. на эмоц. природу человека.

К нехуд. П. строится по законам плана, в ней испол. науч. и публиц. приёмы изл-я, осн. на законах логики и возд. на рац. сторону чел. сознания. Образность м. встречаться и в науч., и в публ. произв-ии.

Работа редактора над К. худ. П.

Анализ редактором К худ. П. Работа редактора - анализ плана р., состоит из двух этапов – сост-е плана предложенной ему рукописи и создания плана, вкл. рекомендации редактора по комп. изменению рукописи.

Техника составления плана заключается в членении текста на части и озаглавливании этих частей. Редактор как бы идет за автором, пытается восстановить его план, следит за развитием образов и мысли художественного произведения. Редактор должен помнить, что в художественной литературе следование поэтапному логическому плану вовсе не обязательно, иногда в нарушении логики развития сюжета надо видеть не композиционный недочет, а особый приём композиционного построения произведения, рассчитанный на повышение его эмоционального воздействия. Поэтому при редактировании композиции художественного произведения от редактора требуется большая внимательность и осторожность. Редактор должен постараться понять замысел автора и не нарушить его.

Оценка приёмов композиции рукописи также входит в задачи редактора. Многообразие приёмов композиции, с помощью которых достигается целостность литературного произведения, безгранична. Каждый художественный жанр располагает своей системой композиционных приёмов, приёмов организации материала. При анализе художественного текста редактору следует рассмотреть мотивировку использования каждого приёма с точки зрения композиции, которая должна быть поддержана содержанием и образной структурой текста. Авторские просчеты в композиции художественного произведения часто объясняются тем, что приёмы композиции не связаны с содержанием материала или их связь недостаточно последовательна. В этих случаях редактор должен вмешаться, но исправления в текст вносить только с согласия автора и в художественных произведениях – только рукой самого автора.

Работа редакора над К.нехуд П.

Аналогично худ П. Редактор должен также обратить внимание на точность расположения частей, так как она помогает повысить информативность, увеличить познавательную ценность материала, его эмоциональное воздействие, упрощает работу над переходами от одной мысли к другой.

Работа редактора над планом, рабочим оглавлением и рубрикацией рукописи

Вся система заголовков в произведении называется рубрикацией (от лат. слова «ruber» – красный, так же как «красная строка» в русском). Сначала редактор должен решить, насколько соответствует рубрикация рукописи замыслу автора, как соотносятся между собой отдельные рубрики. Рассмотрев рубрикацию, редактор должен перейти к рассмотрению построения каждой структурной единицы композиции, а чтобы иметь возможность это сделать, редактор сопоставляет содержание каждого раздела с рабочим оглавлением рукописи. В рабочее оглавление вносят все заголовки – от самого крупного до самого мелкого – рукописи с сохранением той последовательности и формулировки, в которых они даны в рукописи. Заголовки в рабочем оглавлении располагаются «лесенкой»:Часть Раздел Глава Параграф Пункт.

Основные ошибки в построении каждой структурной единицы композиции могут заключаться в следующем:

1.отходе в сторону от темы; 2.слабой связи одной мысли с другой (в данном случае редактор должен восстановить внутренние логические связи, сделать их очевидными для читателей, а не только для автора; одним из часто употребляемых приёмов восстановления связи между частями рукописи является использование служебных слов, союзов, вводных слов и предложений); 3. бессистемном изложении материала; 4.повторении мыслей, формулировок, цитат (при малом объеме редактору нетрудно это заметить, при большом – он может прибегнуть к предметно-проверочному приёму просмотра материала); 5. противоречиях, неправильных методах классификации (это связано с различными логическими отношениями, которые могут существовать между двумя классами явлений или понятий: равнозначность (А.С.Пушкин – автор «Евгения Онегина); перекрещивание (студент – отличник); подчинения (СМИ – периодическая печать); исключения (учебник – сказка)); 6. логических погрешностях в определении (работа над определениями будет рассмотрена ниже, кроме этого, редактор может отыскать определение в словаре); 7.неудачной разбивке на абзацы (об этом также будет сказано ниже).

В осн. П им. 3 осн. части: содержанием введения является формулировка темы, мотивировка выбора, подробное объяснение и толкование её, показ результатов исследования темы другими специалистами (обзор литературы по теме), перечисление использованных источников, обоснование актуальности, новизны, практической ценности темы, определение основных аспектов и структуры рассмотрения темы в дальнейшей работе. Выбор типа вступления зависит во многом от жанра, тематики работы, а также от творческой индивидуальности автора.

Содержание основной части произведения – изложение сути вопроса, доказательство авторской мысли при помощи системы утверждений и доводов. Оно может быть построено от общего к частному (аналитический способ построения), от частного к общему (синтетический). Синтетический способ чаще применяют в литературе для массового читателя.

Заключение – подводит итоги всему сказанному в работе, формулирует выводы, выделяет главные мысли произведения, может (по желанию автора) включать в себя постановку проблем, которые надо исследовать в будущем.

Редактор должен проверить, чтобы введение и заключение в рукописи были тесно связаны с основной частью, естественно вводили читателя в тему (введение) и вытекали в качестве выводов из рассмотренных фактов (заключение). Оба они должны характеризоваться конкретностью и сжатостью изложения и очень небольшим объемом – по правилам риторики, введенным ещё Аристотелем, вступление и заключение вместе не должны превышать одной восьмой от общего объема рукописи (правда, для гуманитарных наук делается исключение – там объем этих частей может доходить до одной четверти общего объема рукописи).

Редактор внимательно изучает также соблюдение автором соразмерности трех основных частей произведения. Наиболее типичные ошибки при этом: растянутое введение или заключение, слишком общий их характер, идейно-тематическая несвязанность с основной частью работы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: