- спор, полемика, диспут, дискуссия
Спор – выяснение истинности одного из противоречащих друг другу тезисов. Цели оппонентов: доказательство своего тезиса, опровержение антитезиса, осведомление.
Полемика - прямая противоположность спору. Здесь главное для оппонентов - победа любой ценой.
Партнеры принципиально отрицают возможность и целесообразность компромиссных решений. «Полемос» в переводе с греческого означает «война». И действительно, стороны нередко прибегают к крайним мерам, страсти кипят. Важно не переступить черту, за которой кончаются собственно человеческие, диалогические отношения.
Диспут - это спор в присутствии аудитории, которая выполняет роль судьи, определяет, на чьей стороне правда (например, научный диспут)
Дискуссия - диалог, в котором стороны стремятся выработать единое мнение, достигнуть соглашения по обсуждаемому вопросу. Если единогласие достигнуто, дискуссия оканчивается. В ее ходе могут возникнуть споры, полемика, но цель не может состоять в победе над противником, иначе дискуссия будет безрезультатной (например, международные переговоры проходят именно в виде дискуссий: стороны выясняют позиции друг друга, достигают компромисса, если это возможно, и подписывают общие документы - договор, коммюнике и т.д.)
Целями дискуссии могут быть:
определение меры ценности истинности либо правдоподобности альтернативных мнений
определение новых свойств и отношений дискуссионного предмета
нахождение оптимального решения проблемы
выработка адекватной формулировки проблемы
генерирование новых идей.
Формы закрытых дискуссий: свободный обмен мнениями, управляемая дискуссия, заседание постоянной комиссии, желание специальной комиссии, заседание секционных групп, конференция
Формулировка темы дискуссии: обсуждение фактов, оценка, выработка рекомендаций
Роли участников: председатель, его заместитель и секретарь
Стили руководства: авторитарный, демократический, либеральный
Функции председателя: вступительное слово, руководство ходом дискуссии, поддержание порядка, удержание обсуждения в заданном русле, произнесение заключительного слова.
Сейчас жанр дискуссии становится преобладающим в технических средствах: столкновение мнений представляют предмет наибольшего интереса аудитории. На экранах мы все чаще наблюдаем людей, отстаивающих свои мнения.
77. Личность на экране. Типология ведущих. Сущность эффекта "персонификации".
Телевидение – самая персонифицированная область масс-медиа. Образ информатора обязательно должен соответствовать содержанию сообщения. Психика человека стремится к очеловечиванию (антропоморфизм мифов), поэтому на экране постоянно будет нужен человек.
Персонификация – ассоциация с конкретным лицом. (например, 1-ый канал- Екатерина Андреева). Фигура, персона отражает взгляды аудитории. Передача «Золотой шар»- ассоциируется с Вульфом. (Вспомним «Пока все дома» и «Непутевые заметки)))
Типология ведущих: ну сейчас все смешалось по сравнению с теми же 60 и 70-ми. Можно делить ведущих по классификации программ. Но четко типологии нет, она размыта. Напр, Гордон – модератор с элементами провокации. Появился еще и «шоу- мэн» -Ну это Ванечка Ургант))
Имена самых архаичных персон, примеры:
· Владимир Шнейдеров, с которым долгое время ассоциировался телевизор вообще, и Юрий Левитан: «Внимание! Говорит Москва» (в годы войны).
· Игорь Кириллов – ведущий программы «Время», в 70-е годы, когда были не ведущие, а дикторы, проще было представить себе ТВ без программы «Время», чем его – без галстука.