Характеристика современной культуры

Прежде всего дадим характеристику современной культуры. В аспекте, интересующем нас, это в первую очередь мультифакторность и отсутствие традиционности. Под мультифакторными я понимаю такие культуры, в которых нет единой социальной проблемы, консолидирующей общество. Назовем культуры противоположного типа монофакторными. Естественно, чем в более материально бедственном положении находится культура, тем больше там таких консолидирующих проблем. Если это культура земледельцев бедной земли, то, грубо говоря, проблема едина для всех: вырастить урожай. Если это культура, длительно вою-ющая с соседней, особенно превосходящей ее силами (обычно это культуры разных наций), то она плотно консолидирована национальным самосознанием: общим для членов данной культуры и противопоставленным национальному сознанию враждебной нации. Возможны более экзотические варианты. Греческая культура, при своем полисном строении, в первом приближении была консолидирована неким «греческим сознанием», противостоящим «варварскому»[12].

В общем понятно, что монофакторные культуры приближаются к традиционным. Это, конечно, гораздо более сложно. Многие современные культуры Северного Кавказа являются монофакторными, но они, конечно, совсем не являются традиционными. В то же время существует множество высокоразвитых культур, которые являются традиционными, но не монофакторными (китайская).

Если же мы, указав на такое множество исключений, все-таки поставим вопрос, есть ли связь между традиционностью и мультифакторностью, то положительный ответ на него проистекает из того, что мультифакторная культура просто не может быть традиционной: она вынуждена была бы прибегать к традиционному способу передачи знаний по множеству факторов, по ряду из которых, как я постараюсь показать ниже, традиционная передача просто невозможна.

Таким образом, нетрудно видеть, что культуры типа нашей — динамические. Условия по всем факторам меняются, причем не будет преувеличением сказать — непредсказуемо меняются. Невозможны абсолютные ценности, во всяком случае в той мере, в какой их можно сформулировать. Общество не консолидировано, ибо проблема не одна, и даже нельзя сказать, что их много: они постоянно меняются. С философской точки зрения они, конечно, может быть, и не меняются, но общество консолидируется дискурсом, а не философией. Дискурс же меняется вместе с наличной ситуацией. Сравним речи дикторов телевидения 70-х, 90-х годов прошлого и нулевых, 10-х годов нашего века! Сравним разговоры детей и даже подростков, которые, казалось бы, уж во все века одинаковы. Но нет. Разные группы говорят о разном, и разные поколения — тоже о разном[13].

Естественно, первый насущный жизненный вопрос, который тут встает, — вопрос адаптации к непредсказуемо меняющимся условиям. Этот вопрос проще всего проиллюстрировать на примере появления цифровых технологий. Появление сначала домашних компьютеров, затем мобильных телефонов, потом смартфонов и прочих «девайсов» следующих поколений потребовало серьезной перестройки стратегии нажимания на кнопочки. Телевизоры с кинескопом в этом смысле были гораздо логичнее. Куда нажать, чтобы выключить компьютер, в оболочке Windows-8? Представьте себе: надо зайти в пункт «Параметры»! Как может слабо адаптированный, и особенно слишком умный, человек это понять? Вроде бы под «параметрами» понимались раньше совершенно другие вещи — яркость экрана, допустим. Теперь выключенное и рабочее состояния компьютера являются его параметрами. Понятно, что к такой логике надо адаптироваться, сама она на ум не приходит.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: