Логопед произносит словосочетание и дает образец образования отглагольного прилагательного. Затем просит ребенка изменить словосочетания по предложенному образцу.
Логопед: Ребенок:
Кабачок жарили - жареный кабачок.*
Патиссон тушили – тушеный патиссон.
Огурец солили – соленый огурец.*
Кабачок пели - печеный кабачок.
Патиссон парили - пареный патиссон.
Кабачок вялили - вяленый кабачок.
Помидор варили - вареный помидор.*
7.13. Упражнение «ЧЕЙ ХВОСТ?»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при образовании притяжательных прилагательных.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед, показывая ребенку картинки, произносит предложение и задает вопрос. Ребенок отвечает, используя притяжательные прилагательные
Логопед: Ребенок:
Это хвост зайца. Он чей? Заячий.
Это хвост собаки. Он чей? Собачий.
Это хвост овцы. Он чей? Овечий.
Это хвост белки. Он чей? Беличий.
Это хвост кошки. Он чей? Кошачий.
|
|
Рог лося. Лосиный.
Клюв вороны Вороний.*
Хвост мыши Мышиный.
Клюв гуся Гусиный.
Рог барана Бараний.*
Клюв утки Утиный
(Материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия.)
Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при подборе антонимов к разным частям речи.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку подбирать слова с противоположным значением.
а) подбор антонимов к именам прилагательным
Логопед: Ребенок:
Легкий чемодан - тяжелый чемодан.
Дешевый подарок - дорогой подарок.*
Грустный человек - веселый человек.
Сырой помидор - вареный помидор.*
Близкий путь - далекий путь.
Низкий дом - высокий дом.
Трудолюбивый человек - ленивый человек.
б) подбор антонимов к глаголам
Помогают - мешают.
Выздоровел - заболел.
Насыпать - высыпать.
Выкопать - закопать.
Найти - потерять.*
Терять - находить.
Молчать - говорить.*
Входит - выходит.
Вспоминать - забывать.
Взять - положить.
(Упражнение можно проводить в виде игры с мячом.
Материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия.)
Упражнение «СЛОЖНЫЕ СЛОВА».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа.
2. Упражнять в образовании сложных слов путем сложения основ по данному образцу.
3. Расширять и активизировать словарный запас.