Глава VI. Научное познание

Научное познание. Методы и методология. Эмпирический и теоретический уровни познания. Формы научного познания. Вненаучное знание.

Одним из видов познания является научное познание. Наука дает способы теоретического познания, в которых человек познает мир объектов природы, культуры, общества объективно. Поэтому для науки важно отыскать такие методы, которые устранили бы все случайное, индивидуальное, субъективное. Однако, даже наука не может обойтись без веры. «Без веры в то, что можно охватить реальность нашими теоретическими построениями, без веры во внутреннюю гармонию нашего мира не могло бы быть никакой науки. Эта вера есть и всегда останется основным мотивом всякого научного творчества»[20]. Отличие научного знания – рациональная критика и постоянная коррекция фактов.

Итак, наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов.

Наука как система знаний, своеобразный духовный феномен и социальный институт возникла в XVI – XVII веках. До этого времени существовали лишь элементы и предпосылки науки. В истории сложилось две противоположные оценки роли и значения науки в современном мире. Сторонники сциентизма (от лат. scientia – наука) утверждают, что наука – это одно из высших достижений человечества. Именно с наукой они связывают возможность решения большинства проблем, с которыми сталкивается человечество. Однако, есть и противоположная позиция – антисциентизм. Согласно этой позиции наука не способна обеспечить социальный прогресс, поскольку ее возможности ограничены. Кроме того, антисциентисты обращают внимание на то, что наука не только решает проблемы, которые стоят перед человечеством, но и во многом способствует их формированию. В связи с этим, ее нельзя рассматривать как абсолютную ценность и гарантию прогресса.

Каковы же характерные черты научного познания? В первую очередь, наука ставит своей целью обнаружение объективных законов природной и социальной действительности. Научное знание стремиться к объективности, к устранению субъективных моментов. Оно исключает косность и догматизм. При этом важнейшим условием научного познания является активность субъекта.

Наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике. «Знание – сила», - как сказал Ф. Бэкон. С помощью научного знания человек стремится изменять окружающую действительность и управлять реальными процессами.

В познании мира наука широко использует различные приборы. Развитие техники делает возможным изучение тех явлений и процессов, которые недоступны человеческому восприятию.

При этом следует помнить о том, что основной характеристикой научного знания является его строгая доказательность, обоснованность полученных результатов. Поэтому немаловажную роль играет методологическая рефлексия, осознание исследовательских процедур, которыми пользуются ученые при изучении тех или иных объектов.

Научное познание включает в себя два основных уровня: эмпирический и теоретический. Они взаимосвязаны, но обладают своими специфическими чертами. Граница между ними условна и подвижна.

На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание); рациональный момент и его формы (понятие, суждение) здесь тоже присутствуют. Исследуемый объект отражается преимущественно со стороны внешних связей и проявлений, доступных созерцанию и выражающих внутренние отношения. Любое исследование начинается со сбора, систематизации и обобщения фактов. Факт – это некоторый фрагмент действительности; знание о каком-либо событии или явлении; предложение, фиксирующее эмпирическое знание, т.е. полученное в ходе наблюдений и экспериментов. Поэтому характерным признаком эмпирического познания является именно сбор фактов, их первичное обобщение, систематизация и классификация.

Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента и его форм (понятий, теорий, законов и т.д.). Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Эта обработка осуществляется с помощью понятий, категорий, принципов, законов, умозаключений. Важнейшая задача теоретического знания – достижение объективной истины во всей ее полноте. При этом оно стремиться к объяснению как можно более широкого круга явлений.

Изучая мир, человек вырабатывает приемы (методы) его познания Научный метод – это система правил, разворачивающихся в определенной последовательности и приводящих к получению новой научной информации. Учение о построении и практическом применении методов называется методологией (от греч. methodos – исследование и logos – слово, понятие, учение). Она представляет собой систему принципов и способов организации и практической деятельности.

Методы можно классифицировать в зависимости от уровня познания. В этом случае можно выделить эмпирические и теоретические методы.

Методы эмпирического исследования.

Древнейшим методом эмпирического исследования мира является наблюдение. Под наблюдением понимается целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в результате которого человек получает первичные знания о внешних сторонах, свойствах, связях и отношениях предметов, явлений и процессов. В некоторых случаях, наблюдение – это единственный метод, который может использовать человек. Однако, этот метод имеет ряд существенных недостатков. В частности, далеко не все явления можно пронаблюдать повторно, например, многие астрономические явления. Помимо этого результаты наблюдения могут быть отягощены ошибками наблюдателя.

Эксперимент – это метод исследования, который предполагает изменение объекта, создание специальных, заранее определенных условий прохождения процесса. Эксперимент предполагает активную позицию исследователя, который не просто наблюдает и фиксирует происходящие процессы, а сам их создает и изменяет. Эксперимент имеет и другие преимущества. Например, это возможность повторения. Помимо материального эксперимента существует и мысленный эксперимент. Он предполагает систему логических процедур над идеализированными объектами.

Описание – это познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке.

Измерение – это совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.

Для обработки полученных фактов и систематизации знаний используются общелогические методы и приемы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация и т.д.

Анализ (от греч. analysis – разложение, расчленение) – это деление целого на части с целью познания каждой из этих частей.

Синтез (от греч. synthesis – соединение, составление) – это обратная анализу процедура. Когда проводится соединение отдельных элементов в единое целое (системы) с целью его познания.

Анализ и синтез дополняют друг друга.

В процессе познания знание постепенно расширяется. Это дает возможность увеличить степень обобщенности выводов и на основе отдельных фактов с помощью метода индукции приходить к более общему, создавать условия для формирования закономерностей.

Индукция (от лат. induction – наведение, настраивание) – это движение от единичного к частному, общему. Общий вывод делается на основании знаний меньшей степени общности. Основой индукции, как правило, являются наблюдение, эксперимент, анализ и синтез, в ходе которых человек получает знания об отдельных объектах, их свойствах и на основании их делает общие выводы.

Дедукция (от лат. deduction – выведение) – противоположный индукции метод, имеющий теоретическую направленность. Дедуктивное умозаключение строится путем выведения частного из общего.

Классификация – это высшая ступень описания, т.е. упорядочивание фактического эмпирического материала в соответствии с выявленными общими, особенными и единичными свойствами.

Методы теоретического исследования. Теоретический уровень познания по отношению к эмпирическому характеризуется повышением степени общности, отражением внутренних, существенных связей и закономерностей мира, как природного, так и социального, его отдельных элементов, объектов.

На теоретическом уровне используются методы построения идеального объекта (моделирование, формализация, дедукция, аксиоматизация и т.д.), обоснование теории, восхождение от абстрактного к конкретному, гипотетико-дедуктивный метод и др.

Идеализация – это метод, который представляет собой процесс мыслительного конструирования понятий об объектах, реально не существующих в объективной реальности (понятие точки в математике), но таких, для которых в реальном мире есть прообразы. Идеализированные объекты помогают познавать объекты реальные, строить абстрактные схемы реальных объектов, процессов. Идеализация связана с методом моделирования.

Моделирование – это метод изучения объекта с помощью моделей (копий), которые берутся вместо оригинала. Моделирование применяется в тех случаях, когда исследовать реальный процесс не представляется возможным. Моделирование может быть материальным (предметным) и идеальным (знаковым, информационным).

Формализация – это метод, который представляет собой процесс выявления содержания путем знакового формализма, обобщения формы. Формализация связана с использованием формализованного языка (например, математика). Формализация позволяет представить научную информацию в определенном, последовательном, доказательном, систематизированном виде.

Аксиоматический метод. В основе этого метода лежит понятие аксиомы. Аксиома – это такое утверждение, доказывать истинность которого нет необходимости.

Восхождение от абстрактного к конкретному. Каждый объект или процесс реализует свое объективное бытие через множество связей, отношений, взаимоотношений, познать которые человек сразу не может. В процессе познания что-то фиксируется, а от чего-то человек отходит, абстрагируется. Познавая отдельные стороны вещей, связей и отношений, человек вынужден сводить свои знания в единую систему, что находит отражение в диалектике абстрактного и конкретного. Данный метод используется как в естествознании, так и в социальных науках.

Гипотетико-дедуктивный метод. Он заключается в том, что развитие знаний идет не от опыта (эмпирии) к теоретическим обобщениям и выводам, а наоборот: сначала создается гипотетическая конструкция (система гипотез), а затем осуществляется опытная проверка суждений (гипотез). Практика или подтверждает их и переводит их в категорию истинных, научных знаний, или опровергает.

В процессе научного познания конкретное применение тех или иных методов определяется как уровнем научного познания, так и особенностями изучаемого объекта.

Формы научного познания. К формам научного познания относят научный факт, проблему, гипотезу и теорию.

Факт. Научный факт как форма научного познания характеризует достоверное эмпирическое знание, т.е. установленное, доказанное знание о каких-либо проявлениях, свойствах и характеристиках изучаемых объектов.

Проблема – это форма научного познания, которая характеризует знание о каких-то вновь открытых, ранее неизвестных сторонах какого-то известного объекта. Проблема подразумевает знание о незнании, фиксация того, что в известном обнаружено что-то неизвестное, подлежащее раскрытию и объяснению. Научные проблемы иногда разрешаются в короткий срок, а в некоторых случаях могут носить весьма долговременный характер. В этом случае речь может идти, например, о десятилетиях.

Гипотеза – это научно обоснованное предположение, которое объясняет новые факты, не укладывающиеся в старую теорию. Для разрешения существующей научной проблемы может выстраиваться несколько гипотез. Доказанная гипотеза превращается в теорию, остальные могут быть отброшены.

Научная теория – это система знания, имеющая сложную структуру. Основными структурными компонентами являются теоретическая модель, то есть система абстрактных объектов, относительно которых строятся все высказывания теории.

Итак, научное познание – это познание общего, отражение мира в научных представлениях, гипотезах, теориях, законах, которые поддаются формализации. Научное познание всегда выступает в форме субъектно-объектных отношений.

Гуманитарное познание. Гуманитарное знание предполагает другую структуру познавательного процесса – субъектно-субъективную. Гуманитарность означает способность увидеть в другом «лицо», а не просто значимую вещь (объект). Такое познание – диалог двух равноценных субъектов, познание духовного.

Гуманитарное знание:

- направлено на познание духовного, конкретного, индивидуального;

- не формализуемо;

- эмоционально насыщено;

- обладает неустранимой интуитивностью, неоднозначностью, необязательностью выводов.

Субъектно-объектное познание также должно учитывать гуманитарный аспект – вещи должны создаваться в соответствии с логикой человеческих отношений, а не человеческие отношения уподобляться отношениям объектно-вещевым.

Существуют также вненаучные виды познания. Подсознательные процессы вплетаются в другие виды деятельности, и таким путем у человека образуется большое количество знаний о мире. Вненаучное познание характеризуется:

- несистематизированностью;

- малообоснованностью;

- полуосознанными убеждениями и чувствами.

Но оно оказывает глубокое воздействие на сознание человека и обуславливает его мировоззрение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: