Организация деятельности хозяйственных судов. Структура их аппарата. Служба судебных исполнителей

Организационное обеспечение деятельности хозяйственных судов возложено на Высший Хозяйственный Суд. Последний проводит подбор и подготовку кандидатов в судьи, организует работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов этих судов, осуществляет распределение средств, выделенных на финансирование судов, обеспечивает контроль за расходами этих средств.

В организационном обеспечении деятельности хозяйственных судов Высшему Хозяйственному Суду оказывают содействие органы исполнительной власти.

Деятельность хозяйственного суда обеспечивается аппаратом суда, который: принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов хозяйственного суда, производит их рассылку и вручение, проверяет уплату государственной пошлины, издержек, связанных с рассмотрением дела, подлежащих уплате на депозитный счет суда, штрафов, налагаемых хозяйственным судом; содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях; ведет учет движения дел и документов и сроков их прохождения в хозяйственном суде, осуществляет хранение дел и документов; изучают и обобщают судебную практику; готовит предложения по совершенствованию действующего законодательства; организует исполнение судебных актов хозяйственных судов; проводит информационно-справочную работу; ведет статистический учет в сфере деятельности хозяйственного суда; организует материально-техническое обеспечение хозяйственного суда и выполняет иные, возложенные законодательством на него функции.

В структуре хозяйственных судов действует Служба судебных исполнителей, созданная Указом Президента Республики Беларусь № 507 от 8 октября 1997 г. Порядок деятельности, условия оплаты труда работников, а условия материально-технического ее обеспечения определяются законодательными актами. В частности, положением о Службе судебных исполнителей хозяйственных судов Республики Беларусь.

Задачи Службы судебных исполнителей – защита прав и охраняемых законом интересов государства, юридических и физических лиц, путем своевременного и полного исполнения решений хозяйственных судов и других органов.

Служба судебных исполнителей состоит из:

1) Управления контроля исполнения решений Высшего Хозяйственного Суда;

2) отделов исполнения решений хозяйственных судов областей и г. Минска.

Работники Управления назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Работники отделов исполнения решений хозяйственных судов областей – председателем соответствующего хозяйственного суда области, при этом старшие судебные исполнители – по согласованию с Высшим Хозяйственным Судом.

Общее руководство Службой судебных исполнителей осуществляет Председатель Высшего Хозяйственного Суда.

Руководство и контроль за деятельностью судебных исполнителей хозяйственных судов возлагается на председателя и судей соответствующих хозяйственных судов.

Судебные исполнители хозяйственных судов приводят в исполнение судебные акты хозяйственных судов (решения, определения, постановления, приказы), решения третейских, иностранных и международных арбитражных (третейских) судов по хозяйственным (экономическим) спорам и некоторые иные документы.

Судебным исполнителем может быть назначен гражданин Республики Беларусь, имеющий юридическое или экономическое среднее специальное или высшее образование, опыт практической работы в судах, правоохранительных или контрольных органах, способный по своим моральным и деловым качествам исполнить возложенные на него обязанности.

Контроль за работой судебных исполнителей областных хозяйственных судов осуществляют не только председатели судов и судьи, но и Управление контроля исполнения решений Высшего Хозяйственного Суда.

Финансирование хозяйственных судов осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

Символы судебной власти хозяйственных судов – Государственный флаг и Государственный Герб Республики Беларусь. Государственный флаг поднимается на здании, в котором размещается хозяйственный суд. В зале заседаний суда находятся Государственный флаг и изображение Государственного герба Республики Беларусь.

Судьи осуществляют правосудие в мантиях, что обеспечивает необходимую торжественность и воспитательно-профилактическое влияние хозяйственного судебного процесса.

§ 5. Международный арбитражный (третейский) суд

Международный арбитражный суд при Белорусской Торгово-промышленной палате образован в Республике Беларусь весной 1994 г. 12 апреля того же года введен в действие Регламент этого суда, урегулировавший организацию, компетенцию и правила рассмотрения хозяйственных споров международным арбитражным судом при БелТПП.

Создание такого суда вызвано развитием международных экономических связей, международной торговли Республики Беларусь с зарубежными государствами, необходимостью разрешения между участниками внешнеэкономических отношений споров.

Образование Международного арбитражного суда способствовало повышению международного авторитета нашей страны, демократизации системы правосудия, обеспечило оптимальные условия для доверия к суду: конфиденциальность, оперативность, отсутствие формализма, экономичность, выгодность таких судов для государства и сторон.

Третейские (арбитражные) суды имеют многовековую историю и широкое распространение в наши дни. Они – необходимый элемент правового пространства. Им подведомственны международные и внутренние суды экономического характера между субъектами права.

В советское время в БССР внешних третейских судов не было. При Всесоюзной Торговой палате с 1932 г. действовала Внешнеторговая арбитражная комиссия, неоднократно менявшая свое наименование.

В 1987 г. учреждаются Арбитражный Суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Союза ССР. В 1991 г. В связи с распадом СССР – Арбитражный суд реорганизован в Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ. Третейские суды России являются преемниками аналогичных судов Союза ССР.

В Республике Беларусь принципиальное значение для развития подобного рода судов имело принятие Кабинетом Министров 12 февраля 1996 г. постановления «О Международном арбитражном суде при Белорусской Торгово-промышленной палате»1.

Международный арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной палате получил статус постоянно действующего негосударственного независимого органа, осуществляющего правосудие на началах самоокупаемости.

В постановлении определялось подведомственность суда, указывалось на необходимость разработки и принятия закона о нем и образование в качестве структурного подразделения Международного арбитражного суда Морской арбитражной комиссии для рассмотрения споров, связанных с морскими перевозками.

9 июля 1999 г. издается Закон Республики Беларусь «О международном арбитражном (третейском) суде»2, на уровне мировых стандартов регламентирующий правовой статус суда, создавший правовую базу для его функционирования.

В Законе предусмотрены виды третейских судов:

1. Международный арбитражный (третейский) суд как постоянно действующая арбитражная (третейская) организация;

2. Третейский орган, специально образуемый по соглашению сторон спора вне постоянно действующей арбитражной (третейской) организации для рассмотрения отдельного спора, т.е. международный арбитражный суд для рассмотрения конкретного спора (ad noc – лат. слово – для данного случая).

Основная задача международного арбитражного суда – правильное и своевременное разрешение споров, отнесенных к его компетенции.

Компетенция международного арбитражного суда определяется ст. 4 Закона. На его рассмотрение могут передаваться по соглашению сторон гражданско-правовые споры между любыми субъектами права, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если местонахождение или местожительство хотя бы одного из них находится за границей Республики Беларусь, иные споры экономического характера, если соглашением сторон предусмотрена передача спора на разрешение международного арбитражного суда и если это не запрещено законодательством Республики Беларусь.

Являясь негосударственной, некоммерческой организацией, действующей на возмездной и постоянной основе, международный арбитражный (третейский) суд признается юридическим лицом. Вмешательство в его деятельность государственных судов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, в частности, обжалования арбитражных решений.

Постоянно действующий международный арбитражный суд имеет свой устав и подлежит в установленном порядке государственной регистрации.

Органами постоянно действующего международного арбитражного суда являются его председатель и президиум.

Президиум состоит из председателя данного суда, его заместителей и иных членов президиума, назначаемых из числа арбитров.

Президиум по представлению председателя суда утверждает рекомендательный список арбитров и осуществляет иные функции в соответствии с уставом этого суда.

Председатель – назначается учредителем данного суда, а заместители председателя и члены президиума – учредителем по представлению председателя постоянно действующего международного арбитражного суда. Все они назначаются сроком на пять лет.

Председатель суда осуществляет все действия по управлению судом, кроме тех, которые Законом либо уставом данного суда отнесены к исключительной компетенции его президиума.

Заместители председателя суда осуществляют функции, делегированные им председателем данного суда.

Производство в третейском арбитражном суде осуществляется при наличии соглашения сторон о передаче спора этому суду, заключенного сторонами в письменной форме в виде оговорки в договоре или отдельного соглашения.

Количественный состав международного арбитражного суда определяется соглашениями сторон, а при отсутствии такого соглашения включает трех арбитров. Причем при составе этого суда из трех арбитров истец называет одного арбитра в исковом заявлении, ответчик сообщает о втором арбитре в ответе на иск, а два назначенных таким образом арбитра избирают третьего (арбитра-председателя). При определенных условиях назначения состава постоянно действующего международного арбитражного суда производит председатель данного суда, а для рассмотрения конкретного спора – Президент Белорусской торгово-промышленной палаты, если соглашением на установлено иное.

Принципы деятельности международного арбитражного суда:

l равенство прав сторон;

l свобода выбора сторонами состава суда, применимого права, процедуры и языка судопроизводства;

l договорной подсудности всех рассматриваемых дел;

l приоритет общепризнанных принципов международного права;

l независимость международного арбитражного суда и арбитров;

l конфиденциальность рассмотрения дел;

l содействие окончанию спора посредствам заключения сторонами мирового соглашения;

l и обязательность выносимых решений.

Коллегиальный состав международного арбитражного суда выносит решение большинством голосов арбитров. Оно выносится в письменной форме и подписывается составом суда или арбитром.

При заключении сторонами мирового соглашения разбирательство дела прекращается и фиксируется достигнутое мировое соглашение.

Обжалование решения МАС может быть произведено в трехмесячный срок путем подачи ходатайства в Высший Хозяйственный Суд о его отмене по основаниям, предусмотренным законом.

Заявление о выдаче исполнительного документа в случае неисполнения решения международного арбитражного (третейского) суда добровольно подается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в пользу которых принято решение, в хозяйственный суд по месту нахождения должника.

§ 6. Экономический Суд СНГ

Экономический Суд Содружества Независимых Государств является одним из уставных постоянно действующих органов СНГ, обеспечивающий единообразное применение соглашений государств – участников Содружества и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений.

Организация, порядок деятельности, компетенция Экономического Суда СНГ определяется межгосударственными соглашениями и Положением о нем. Процедура разрешения споров устанавливается Регламентом, утверждаемом Пленумом Экономического Суда Содружества.

Экономический Суд СНГ был образован 6 июля того же года Совет глав государств – участниц СНГ утвердил Соглашение о статусе Экономического Суда и Положение о нем. 5 июля 1994 г. был утвержден Регламент этого суда. В 1995 г. принят Закон о статусе судей Экономического Суда Содружества.

В соответствии со ст. 3 Положения к ведению Экономического Суда СНГ относится разрешение межгосударственных экономических споров: возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества; о соответствии нормативных и других актов государств-участников Содружества, принятых по экономическим вопросам, соглашениям и иным актам Содружества.

Соглашениями государств-участников Содружества к ведению Экономического Суда могут быть отнесены другие споры, связанные с исполнением соглашений и принятых на их основе иных актов Содружества. В частности, Экономический Суд СНГ разрешает споры о толковании межгосударственных и межправительственных договоров, соглашений государств-участников Содружества.

Экономический Суд СНГ образуется из равного числа судей (по два) от каждого государства-участника.

Судьи избираются (назначаются) в порядке, установленном в государствах-участниках для избрания (назначения) судей высших хозяйственных, арбитражных судов государств-участников Содружества, сроком на 10 лет, на строго профессиональной основе из числа судей хозяйственных, арбитражных судов и иных лиц, являющихся специалистами высокой квалификации в области экономических правоотношений, имеющих высшее юридическое образование.

Председатель и его заместители избираются судьями этого суда большинством голосов и утверждаются Советом глав государств Содружества сроком на пять лет.

Каждый судья обязан при вступлении на должность на заседании Экономического Суда принять присягу следующего содержания: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, быть беспристрастным и справедливым, как велят долг судьи и моя совесть».

Правовой статус всех судей данного суда, включая председателя и его заместителей, характеризуется тем, что они не могут быть досрочно отозваны, а также отстранены от должности любым иным способом, за исключением отзыва избравшими (назначившими) их органами в случаях злоупотребления служебным положением, совершение преступного деяния, болезни.

Судьи этого суда независимы и неприкосновенны; они не подпадают под юрисдикцию государства пребывания, не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности в судебном порядке, арестованы, подвергнуты приводу без согласия Экономического Суда.

Судья этого Суда не является представителем государства, избравшего (назначившего) его, не может представлять интересы государства, его избравшего (назначившего) в силу специального поручения, невзирая на уровень органа (должностного лица), давшего такое поручение.

Экономический Суд как судебный орган включает в себя: состав Суда (коллегии), полный состав Суда, Пленум Суда.

Коллегии Суда формируются в количестве пяти судей и назначаются Экономическим судом сроком на один год.

В необходимых случаях может быть образована коллегия Суда в составе трех судей.

Коллегиальным органом является Экономический Суд в составе избранных (назначенных) в установленном порядке судей, разрешающий споры и осуществляющий толкование актов, принятых Советом глав государств и правительств, решающий организационные, кадровые и другие вопросы, а также вопросы, связанные с судопроизводством, но не входящие в компетенцию Пленума или Председателя Суда. Решение Экономического Суда правомочно, если в его заседании участвуют и принимают участие в голосовании более половины избранных (назначенных) и приступивших к исполнению своих обязанностей судей.

Высшим коллегиальным органом Экономического суда является Пленум, состоящий из Председателя суда, его заместителей и судей этого Суда. В него входят председатели высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших государственных органов, разрешающих в государствах-участниках экономические споры.

Пленум рассматривает жалобы на решения Экономического Суда в порядке, установленном регламентом.

Пленум проводит свои заседания не реже одного раза в квартал. Его решения принимаются большинством участников Пленума; принимает рекомендации по обеспечению единообразной практики применения соглашений, других актов Содружества и его институтов при разрешении экономических споров; разрабатывает и вносит на рассмотрение государств – участников, институтов Содружества предложения по устранению коллизий в законодательстве государств-участников.

Председатель суда осуществляет процессуальные, организационно-распорядительные функции.

Решения Экономического Суда и постановления его Пленума подлежат обязательному опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств-участников.

В штате аппарата Суда имеется должность Генерального секретаря и Генерального советника. Генеральный секретарь суда организует делопроизводство суда, выполняет определенные административные и иные функции.

Генеральный советник по поручению суда может проводить расследование, составляет заключение по материалам дела и проведенному расследованию. Генеральный секретарь и Генеральный советник суда назначаются на три года из лиц, имеющих высшее юридическое образование и не менее пяти лет стажа по специальности.

При суде действует Научно-консультативный совет.

Экономический суд СНГ работает на постоянной основе и является юридическим лицом.

Договором Республики Беларусь и Российской Федерации о создании Союзного государства, заключенным 8 декабря 1999 г. и ратифицированным Парламентами обеих стран, предусмотрено образование Суда Союза.

В состав Суда входят девять судей, назначаемых Парламентом Союзного государства по представлению Высшего Государственного Совета.

Судьи назначаются и действуют в личном качестве из граждан Союзного государства, обладающих высокими профессиональными и моральными качествами, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым для назначения на высшие судебные должности в государствах-участниках.

В составе Суда не должно быть более 5 судей, являющихся гражданами одного государства. Судьи независимы. Каждое государство-участник, органы Союзного государства могут передавать на рассмотрение Суда любые вопросы, связанные с толкованием и применением указанного Договора, нормативно-правовых актов Союзного государства.

Решения Суда имеют обязательную юридическую силу и подлежат официальному опубликованию. Они принимаются двумя третями голосов от общего числа судей в соответствующем судебном заседании.

ГЛАВА VI

ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС СУДЬИ, НАРОДНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ

§ 1. Понятие и значение статуса судьи

Судья – носитель судебной власти, главное действующее лицо любой судебной системы. Именно он единолично или в числе судей коллегиально принимает решения от имени государства по делам, отнесенным к судебной юрисдикции.

В ч. 10 ст. 1 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей указывается, что судья - это лицо, назначенное (избранное) на должность судьи в установленном порядке для осуществления обязанностей судьи на профессиональной основе. Тем самым, подчеркнуто отличие постоянных, профессиональных судей от временных судей - народных заседателей, являющихся представителями общественности, народа и привлекаемых к отправлению правосудия временно, для рассмотрения определенных категорий судебных дел.

Поскольку судья облечен обязанностью от имени государства окончательно разрешать правовые споры (конфликты), то он - не рядовой чиновник, а ответственное должностное лицо, судебный деятель, служитель правосудия. Отсюда особое внимание уделяется его правовому и социальному статусу.

Под статусом судьи подразумевается его правовое и социальное положение, его права, обязанности, ответственность, материальное и социальное обеспечение, государственная защита.

В советский период правовой статус судьи определялся в самых общих чертах, что отражало приниженное положение суда и судьи в государстве и обществе, превращение суда в рядовое государственное учреждение, а судьи – в обычного государственного служащего.

В годы перестройки впервые комплексно и сравнительно полно статус судьи был определен Законом СССР «О статусе судей в СССР» от 4 августа 1989 г. Этот Закон, не имевший себе аналогов в истории советского законодательства, отражал новые подходы к правовому положению суда и судей.

Концепция судебно-правовой реформы предложила еще более укрепить правовой и социальный статус судьи, обеспечить его независимость, несменя­емость и неприкосновенность, политическую нейтральность, улучшить материальное положение судей и их социальное обеспечение. В «Законе о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» впервые в отечественном законодательстве получил правовую регламентацию статус судьи (Раздел III ст.ст. 59-78).

Еще более всесторонне урегулирован статус судьи в Кодексе. Учтены мировые стандарты, практика применения соответствующих норм Закона о судоустройстве и статусе судей, рекомендации ученых и юристов-практиков (раздел III ст.ст. 84-140).

Судьи всех судов в Республике Беларусь обладают единым статусом и различаются между собой полномочиями. Занимая государственные должности, они являются государственными служащими и на них распространяется действие Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь»[33].

Судьи военных судов и Военной коллегии Верховного Суда, являющиеся военнослужащими, проходят военную службу в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 ноября 1992 г. «О воинской обязанности и воинской службе»[34] и положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 апреля 2005 г.[35].

Особенности статуса судей определяются Конституцией Республики Беларусь Кодексом и иными законодательными актами.

Следует отметить, что в некоторых странах (России, Украине) приняты специальные законы о статусе судей. Летом 1998 г. Советом Европы принята Европейская Хартия о статусе судей. Она устанавливает европейские стандарты статуса судей, на которые следует ориентироваться европейским государствам, в том числе, и Республике Беларусь.

Теперь главное – претворить правоположения в жизнь. На это обратил внимание в своей резолюции и первый съезд судей нашей республики.

Следует отметить, что в России, на Украине и в некоторых других странах СНГ приняты законы о статусе судей.

Летом 1998 г. Советом Европы единогласно принята Европейская Хартия о статусе судей. Она устанавливает европейские стандарты статуса судей, на которые следует ориентироваться европейским государствам, в том числе и Республике Беларусь.

§ 2. Принципы статуса судей и народных заседателей

Анализ соответствующих норм Конституции и Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей позволяет выделить следующие принципы статуса судей и народных заседателей:

1. единство статуса судей;

2. независимость судьи и народного заседателя;

3. несменяемость судьи;

4. неприкосновенность судьи и народного заседателя;

5. государственная защита судей и народных заседателей. Надлежащее материальное и социальное обеспечение.

Единство статуса судьи проявляется в том, что все судьи в Республике Беларусь имеют единое правовое положение, одинаковые права и обязанности, ответственность. Присвоение судьям квалификационных классов не изменяет их статуса. Вместе с тем, единство статуса судей не исключает различия в их полномочиях.

Согласно ст. 85 Кодекса судьи и народные заседатели при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Воздействие в какой-либо форме на судей с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела или добиться вынесения незаконного судебного постановления влечет за собой уголовную ответственность в соответствии с законодательством. Средства массовой информации не вправе предрешать в своих сообщениях результаты судебного разбирательства по конкретному делу или иным образом воздействовать на судью или народного заседателя.

Реальная независимость судей обеспечивается не только установленными в законе гарантиями, но и в значительной мере зависит от самих судей, их принципиальности, достоинства, понимания ими служебного долга, верности присяге.

Проблема независимости судей – проблема номер один во всех странах мира. Ей уделяется внимание на международном уровне в рамках сотрудничества в области прав человека. В международно-правовом документе ООН – Основных принципах, касающихся независимости судебных органов, предусмотрено, что каждое государство – член ООН гарантирует независимость суда и предоставляет средства, позволяющие обеспечить реальное осуществление этой независимости.

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь в одном из своих постановлений подчеркнул, что обеспечение независимости суда должно стать нравственным долгом судьи и важнейшей гарантией требований закона при осуществлении правосудия1.

Несменяемость судьи согласно ст. 86 Кодексаозначает, что судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без личного согласия. Его полномочия не могут быть прекращены иначе, как в порядке и по основаниям, установленным законом Кодексом.

Несменяемость судей издавна рассматривается как одна из важнейших гарантий судейской независимости. По словам известного дореволюционного юриста Н.Н. Розина, она обеспечивает «прочность служебного положения и возможность для него безбоязненно отправлять свою профессию»2.

В самом деле, судья, назначаемый (или избираемый) на должность, неуязвим, если он профессионально исполняет свои служебные обязанности и надлежащим образом ведет себя. Не случайно принцип несменяемости судей получил мировое признание и включен в Конституции многих стран, в том числе России и Украины.

В Российском государстве этот принцип был провозглашен Судебными Уставами 1864 г. В послеоктябрьское время отвергнут наряду с другими демократическими принципами и институтами. Классики марксизма-ленинизма выступали с критикой этого положения, и поэтому в советском государстве провозглашалась подотчетность судей избирателям и органам, избиравшим судей. В белорусском законодательстве первоначально этот принцип был введен для судей хозяйственных судов (ст. ст. 10, 11 Закона о хозяйственном суде 1991 г.). «Закон о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» распространил ее на судей общих судов.

В Конституции Республики Беларусь (ч. 3 ст. 116) установлено, что срок полномочий членов Конституционного Суда - 11 лет. Кодекс (ст. 92) установил, что судьи этого суда могут быть назначены (переизбраны) на новый срок. Судьи общих и хозяйственных судов назначаются сроком на пять лет, и могут быть вновь назначены на новый срок или бессрочно (ч. 4 ст. 99 Кодекса).

Судьи общих и хозяйственных судов исполняют свои обязанности до достижения ими предельного возраста пребывания на государственной службе (65 лет), судьи Конституционного Суда - 70 лет.

Неприкосновенность судьи и народного заседателя, или так называемый судейский иммунитет, (ст. 87 Кодекса) - непременная гарантия независимости судей и народных заседателей, ограждения их от постореннего воздействия и вмешательства в судебную деятельность и личную жизнь. Принцип неприкосновенности ставит судью и народного заседателя под особую защиту государства и распространяет ее наличность судьи, его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и используемые судьей документы. Судья, народный заседатель не могут быть привлечены к какой-либо ответственности за высказанное ими при осуществлении правосудия суждение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена их виновность в совершении преступления против интересов службы.

Уголовные дела в отношении судей подсудны Верховному Суду.

Политическая нейтральность судей - важная гарантия их независимости и беспристрастности (см. гл. II § 4 Учебника).

Государственная защита судей и народных заседателей, надлежащее материальное и социальное обеспечение судей также гарантируют независимое исполнение ими судейских обязанностей, содействуют закреплению квалифицированных кадров. Именно поэтому как первый, так и второй съезды судей в своих резолюциях обращали внимание на необходимость не только постоянного повышения профессионализма судей, усиления их ответственности за качество осуществления правосудия, но и на обеспечение на должном уровне государственной защиты судей, их материального и социального обеспечения, улучшение материально-технического состояния судов, внедрение научно-обоснованных нормативов нагрузки.

Государственная защита судей и народных заседателей осуществляется в порядке, установленном законодательством. Система мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества судей была установлена законом Республики Беларусь от 13 декабря 1999 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных органов».

Судьи подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств республиканского бюджета. В соответствии со ст. 129 Кодекса обязательное государственное страхование производится путем единовременных выплат в виде страхового обеспечения в случае гибели (смерти) судьи в период работы или после увольнения с должности, наступившей вследствие телесных повреждений или иного причинения вреда здоровью, полученных в связи с использованием им служебных обязанностей, - его наследникам в размере пятнадцатилетней заработной платы судьи; причинения судье в связи с использованием им служебных обязанностей увечья или иного вреда здоровью, - в размере трехлетней заработной платы судьи; причинения судье в связи с использованием им служебных обязанностей телесных повреждений или иного вреда здоровью, не вызвавших стойкой потери трудоспособности и не исключавших дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, - в размере годовой заработной платы судьи.

В случае причинения вреда здоровью или гибели членов семьи (иждивенцев) судьи в связи с исполнением им служебных обязанностей производятся выплаты в порядке и размерах, указанных ст. 129 Кодекса.

Выплаты по компенсации вреда осуществляются за счет средств республиканского бюджета с дальнейшим взыскиванием сумм этих выплат с виновных лиц. Подлежит компенсации в полном объеме и вред, причиненный умышленно утратой (гибелью) или повреждением имущества, находящегося во владении, пользовании или распоряжении судьи либо членов его семьи в связи с исполнением им служебных обязанностей за счет средств республиканского бюджета с дальнейшим взысканием сумм этой компенсации с виновных лиц.

Вопросы заработной платы судей, предоставления им трудового отпуска, гарантий в связи с ликвидацией суда, сокращением численности или штата, предоставления служебных жилых помещений, выплаты выходного и иных единовременных пособий, пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания и иные меры материального и социального обеспечения судей регулируются законодательными актами Республики Беларусь.

Обязательное государственное страхование судей военных судов и Военной коллегии Верховного Суда, их материальное и социальное обеспечение осуществляется в порядке и на условиях, установленных законодательными актами для военнослужащих.

Судьи в установленном законодательством порядке освобождаются от призыва на срочную военную службу, службу в резерве и прохождения воинских сборов.

§ 3. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи. Зачисление кандидатов в судьи. Специальная подготовка. Присяга

Многие десятилетия требования к кандидатам в судьи существенно занижались, что отрицательно сказывалось на качестве правосудия, авторитете суда. Но это была объективная необходимость, отражавшая кадровую политику государства. Старые (дореволюционные) кадры юристов, как правило, не допускались к судебной деятельности. Ощущался острый дефицит специалистов с юридическим образованием. К осуществлению правосудия, как и к другим видам государственной работы, привлекались представители рабоче-крестьянских масс, нередко с начальным образованием. Действовавшие в то время нормативно-правовые акты о судебной организации устанавливали минимальные требования к кандидатам в судьи: наличие избирательного права и опыта работы в партийных и советских организациях. В 1949 г. возраст для судей был установлен 23 года, а с 1958 г. – 25 лет. Такое положение сохранялось до конца 80-х гг. Требования были повышены Законом СССР «О статусе судей в СССР» 1989 г. В частности, в качестве обязательного требования впервые за годы советского государства устанавливалось: наличие высшего юридического образования и сдача квалификационного экзамена. Следующий шаг в повышении требований к кандидатам в судьи был сделан «Законом о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь». Согласно ст. 62 этого Закона судьей мог быть гражданин Республики Беларусь, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, не совершивший порочащих его поступков, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее двух лет или прошедший в установленном порядке стажировку на протяжении двух лет и сдавший квалификационный экзамен.

Кандидаты на должность: судьи областного, Минского городского судов, Белорусского военного суда должны иметь стаж работы в качестве судьи не менее трех лет; судьи Верховного Суда Республики Беларусь не менее пяти лет.

Судьей по административным делам и исполнительным производствам мог быть гражданин Республики Беларусь, достигший возраста 23 лет, имевший высшее юридическое образование и не совершивший порочащих его поступков.

Таким образом, закон о судоустройстве не только сформулировал общие требования к кандидатам в судьи, но и дифференцировал их применительно к судьям различных категорий.

Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей уточнил и повысил требования к кандидатам на судейские должности, ввел институт кандидата в судьи для претендентов на должность судьи общих и хозяйственных судов, их специальную подготовку.

Высокие требования предъявляются к кандидатам на должность судей Конституционного Суда Республики Беларусь. Статья 116 Конституции устанавливает, что на эту должность могут быть назначены (избраны) высококвалифицированные специалисты, имеющие, как правило, ученую степень. В Кодексе эти требования конкретизируются и дополняются в статье 91. В ней указывается, что судьей этого суда может быть гражданин Республики Беларусь, владеющий белорусским и русским языками, имеющий высшее юридическое образование, являющийся высококвалифицированным специалистом в области права, имеющий, как правило, ученую степень и обладающий высокими моральными качествами.

Кандидатом на должность судьи общего и хозяйственного судов может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 25-летнего возраста, владеющий белорусским и русским языками, имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации «юрист», стаж работы по специальности не менее трех лет, порядок исчисления которого определяется Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен на должность судьи.

Кандидат на должность: судьи областного (минского городского), Белорусского военного судов должен иметь стаж работы в должности судьи не менее трех лет; судьи Верховного Суда, кроме судьи коллегий по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда, иметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет.

Судьей судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда может быть лицо, имеющее как высшее юридическое, так и высшее техническое или высшее естественнонаучное образование. Судья судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда, не имеющий высшего юридического образования, должен иметь стаж работы в области патентоведения не менее пяти лет.

Судьи военных судов и Военной коллегии Верховного Суда назначаются из числа военнослужащих, имеющих воинские звания офицерского состава.

Кандидат на должность председателя, заместителя председателя районного (городского), межгарнизонного военного, специализированного судов должен иметь стаж работы в должности судьи не менее трех лет. Кандидат на должность председателя, заместителя председателя областного (Минского городского), Белорусского военного судов, хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда должен иметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет.

На должность судьи не может быть назначено: лицо, в отношении которого имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда; лицо, не способное по состоянию здоровья исполнять обязанности судьи, что подтверждается медицинским заключением; лицо, признанное ограниченно дееспособным или недееспособным решением суда, вступившим в законную силу.

В целях оценки уровня профессиональных знаний, умений и навыков лиц, претендующих на занятие должности судьи, их деловых и морально-психологических качеств проводится квалификационный экзамен. К этому экзамену может быть допущен гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации «юрист».

Квалификационный экзамен на должность судьи проводится экзаменационными комиссиями, создаются:

при Верховном Суде - для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на занятие должности судей общих судов;

при Высшем Хозяйственном Суде - для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на занятие должности судей хозяйственных судов.

Экзаменационные комиссии создаются из наиболее квалифицированных судей, представителей Министерства юстиции Республики Беларусь и иных специалистов в области права.

Персональный состав экзаменационных комиссий, порядок подготовки и проведения квалификационных экзаменов утверждаются соответственно Председателем Верховного Суда и Председателем Хозяйственного Суда. Председателями экзаменационных комиссий являются соответственно один из заместителей Председателя Верховного Суда и Председателя Высшего Хозяйственного Суда, а заместителями председателей экзаменационных комиссий - представители Министерства юстиции Республики Беларусь.

Подбор лиц, претендующих на занятие должности судей общих судов и хозяйственных судов, представление их кандидатур экзаменационным комиссиям осуществляются соответственно Верховным Судом, Высшим Хозяйственным Судом и Министерством юстиции.

Положительный результат квалификационного экзамена является основанием для зачисления кандидатом в судьи и действителен в течение двух лет с момента его сдачи.

Заявление о зачислении кандидатом в судьи с приложением документов, подтверждающих соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к кандидату в судьи, направляется в соответствующую квалификационную коллегию судей и рассматривается ею в течение одного месяца с момента подачи заявления на заседании квалификационной коллегии судей с участием лица, обратившегося с таким заявлением. Квалификационная коллегия судей дает оценку деловым и морально-психологическим качествам заявителя и осуществляет функции конкурсной комиссии. По результатам рассмотрения заявления принимается решение о регистрации в качестве кандидата в судьи или об отказе в регистрации в качестве кандидата в судьи, которое объявляется заявителю.

При наличии в суде вакантной должности судьи квалификационная коллегия судей рекомендует зарегистрированного ею кандидата в судьи для назначения на вакантную должность судьи и прохождения специальной подготовки, о чем информирует Министерство юстиции. Министерство юстиции направляет кандидата в судьи, рекомендованного квалификационной коллегией судей, для прохождения специальной подготовки на должность судьи общего или хозяйственного суда. Эта специальная подготовка включает обучение до одного года в специализированном учреждении образования с совмещенной стажировкой в одном из судов республики под руководством судьи, назначенного соответственно Председателем Верховного Суда. Условия и порядок прохождения специальной подготовки на должность судьи общего или хозяйственного суда, а также ее программа определяются Министерством юстиции совместно соответственно с Верховным Судом или Высшим Хозяйственным Судом.

Требования к кандидатам в судьи, установленные белорусским законодательством, отвечают рекомендациям ООН, изложенным в ст. 10 Основных принципов, касающихся независимости судебных органов (1985 г.). В них говорится, что «лица, отобранные на судебные должности должны иметь высокие моральные качества и способности, а также соответствующую подготовку и квалификацию в области права».

Наделение кандидатов на судебные должности судейскими полномочиями осуществляется в порядке, определенном Конституцией (п. 8-10 ст. 84; п. 2,3 ст. 98; ст. 116) и Кодексом (ст. 99), т.е. назначения (избрания) на должность судьи и принесения присяги. К присяге судьи приводятся в период осуществления своих полномочий один раз.

Судьи Конституционного Суда Республики Беларусь приводятся к присяге Президентом Республики Беларусь в присутствии Председателя Палаты представителей и Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Председателя Верховного Суда и Председателя Высшего Хозяйственного Суда. Церемония принесения присяги начинается с оглашения решения о назначении (избрании) на должность судьи Конституционного Суда. Присягающий судья зачитывает текст присяги, подготовленный на специальном бланке. При этом его правая рука находится на Конституции Республики Беларусь.

Судья Конституционного Суда приносит присягу следующего содержания:

«Я, (фамилия, имя отчество), беру на себя обязательство перед народом Республики Беларусь честно, добросовестно и беспристрастно защищать конституционный строй и верховенство Конституции Республики Беларусь».

Судья общего или хозяйственного суда приводится к присяге в течение одного месяца со дня назначения на должность.

Судьи Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда приводятся к присяге Президентом Республики Беларусь. Судьи областных (Минского городского) и Белорусского военного судов приносят присягу в Верховном Суде в присутствии судей Верховного Суда и председателей соответствующих судов.

Судьи районных (городских) и межгарнизонных военных судов приносят присягу соответственно в областных (Минском городском) и Белорусском военном судах в присутствии председателей и судей областных (Минского городского), Белорусского военного судов, начальников управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов, председателей районных (городских) и межгарнизонных военных судов.

Судьи хозяйственных судов областей (города Минска) приносят присягу в Высшем Хозяйственном Суде в присутствии судей Высшего Хозяйственного Суда и председателей соответствующих хозяйственных судов.

На церемонию принесения присяги судьями общих и хозяйственных судов приглашаются представители Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Министр юстиции (его заместитель), председатель Республиканского совета судей (его заместитель), члены квалификационных коллегий судей, а также представители средств массовой информации и иные лица. На церемонию принесения присяги судьями военных судов приглашается также Министр обороны (его заместитель).

Присяга судей приносится в торжественной обстановке перед Государственным флагом Республики Беларусь. Началом церемонии присяги является оглашение указа Президента Республики Беларусь; о назначении на должность судьи областного (Минского городского), Белорусского военного судов - Председателем Верховного Суда (его заместителем); на должность судьи районного (городского) и межгарнизонного военного судов – соответственно председателем областного (Минского городского), Белорусского военного судов; на должность судьи хозяйственного суда области (города Минска) - Председателем Высшего Хозяйственного Суда (его заместителем).

После оглашения указа Президента Республики Беларусь присягающий судья зачитывает текст присяги, подготовленный на специальном бланке.

Судья общего или хозяйственного суда приносит присягу следующего содержания:

«Я, (фамилия, имя, отчество), вступая в должность судьи, торжественно клянусь перед народом Республики Беларусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только Конституции Республики Беларусь, быть беспристрастным и справедливым, как велит мне долг судьи».

Акт о принесении присяги подписывается судьей и хранится в его личном деле. После приведения к присяге судье вручается удостоверение судьи, форменная одежда (мантия) и Кодекс чести судьи. Описание и образец удостоверения утверждается Президентом Республики Беларусь, а народного заседателя - Министерством юстиции.

Личное дело судьи ведется кадровой службой: секретариата Конституционного Суда – в отношении судей этого суда; аппарата Верховного Суда – в отношении судей Верховного Суда; аппарата Высшего Хозяйственного Суда – в отношении судей этого суда и судей хозяйственных судов областей и г. Минска. Кадровая служба Министерства юстиции ведет личные дела судей областных (Минского городского), Белорусского военного судов, районного (городского), межгарнизонного судов.

§ 3. Права и обязанности судей и народных заседателей

Согласно статьи 89 Кодекса судьи и народные заседатели имеют полномочия, необходимые для осуществления правосудия, обладают правами и исполняют обязанности, предусмотренные Кодексом и иными законодательными актами.

Судья имеет право: требовать от государственных органов, иных организаций, а также от должностных лиц и граждан исполнения судебных постановлений, связанных с осуществлением возложенных на него обязанностей; запрашивать информацию у государственных органов, иных организаций, а также у должностных лиц и иных граждан, которые обязаны своевременно ее представлять.

Судья Конституционного Суда имеет право требовать созыва Конституционного Суда, предлагать вопросы на его рассмотрение, выражать особое мнение по поводу решений Конституционного Суда. При решении всех вопросов, относящихся к компетенции Конституционного Суда, судьи Конституционного Суда пользуются равными правами. Судьи Конституционного Суда вправе присутствовать на открытых (по приглашениям – и на закрытых) заседаниях любых государственных органов.

При осуществлении правосудия судьи и народные заседатели должны неукоснительно соблюдать Конституцию Республики Беларусь, законы и иные законодательные акты, обеспечивать защиту прав и свобод граждан, охраняемых законодательством интересов государства и организаций, индивидуальных предпринимателей, высокую культуру судебной деятельности, быть справедливыми и беспристрастными. Судья также обязан строго соблюдать положения Кодекса чести судьи Республики Беларусь. Судья и народный заседатель не должны высказывать мнение по существу дел, находящихся в их производстве, а также передавать дела кому бы то ни было для ознакомления иначе как в порядке и случаях, предусмотренных законодательными актами. Лица, отобранные судом для участия в рассмотрение дела в качестве народных заседателей, обязаны являться в указанный суд в назначенное время и исполнить возложенные на них обязанности.

В Кодексе чести судьи, принятым первым съездом судей, 5 декабря 1997 г.[36], закреплены правила поведения этического характера, обязательные для каждого судьи. Они распространяются и на судей, находящихся в отставке, сохраняющее звание судьи и принадлежность к судейскому сообществу. В статье второй этого Кодекса подчеркнуто, что при осуществлении правосудия судьи должны руководствоваться только законом и своей совестью. Никакие ссылки на «высшую справедливость» и «целесообразность», чьи-либо интересы и другие обстоятельства не могут признаваться приоритетными по отношению к Конституции Республики Беларусь и другим принятым в соответствии с ней актам законодательства. Закон превыше всего для носителей судебной власти. Требование предъявляется к судьям с античных времен – «Судья – это говорящий закон, а закон – это немой судья» (Цицерон).

В Кодексе чести судьи сформулированы правила поведения судьи, обеспечивающие его независимость, объективность и беспристрастность. В частности, подчеркнуто, что всегда и везде судья должен вести себя таким образом, чтобы в обществе утверждалась уверенность в его независимости, объективности и беспристрастности при осуществлении правосудия. Судья не должен допускать влияния на свою деятельность по отправлению правосудия со стороны кого бы то ни было, в том числе должностных лиц вышестоящих судов, других должностных лиц, независимо от занимаемой должности и положения, коллег по работе, родственников, друзей или знакомых. Он должен быть свободен от влияния общественного мнения, каким бы то ни было для него оно неблагоприятным, от опасений критической оценки его деятельности. Это непросто, но эта святая обязанность судьи быть объективным, беспристрастным и независимым, подчиняясь только Закону.

Недопустимо использование судьей своего служебного положения в личных целях, для удовлетворения чьих-либо интересов вопреки требованиям Конституции и закона. Весьма важно для судьи быть осмотрительным в выборе друзей, знакомых, а также следует избегать связей, которые могут его скомпрометировать.

В общении с людьми, при исполнении своих служебных обязанностей и во внеслужебных отношениях судья обязан соблюдать общепринятые правила поведения, быть вежливым, корректным, терпеливым, принципиальным, стремиться глубоко разобраться в существе вопроса, уметь выслушать собеседника и понять его позицию, взвешенным и аргументированным при принятии решений. Судья обязан воздерживаться от публичных комментариев по делам до вступления в законную силу судебных решений. Недопустимо публично выражать свои политические пристрастия, агитировать за и против кандидатов на государственные должности.

Судья обязан постоянно повышать свою профессиональную квалификацию. Его долг оказывать помощь молодым судьям в овладении профессиональным мастерством, хранить лучшие традиции судебной власти и передавать их новому поколению судей.

Судья должен стремиться к созданию в судебном заседании обстановки торжественности, доброжелательности, проявлять уважение, терпение и вежливость в отношении сторон и других участников процесса, реагировать на нарушение норм этики со стороны работников суда в отношении участников судебного заседания и посетителей.

Служебная обязанность судьи: сохранение профессиональной тайны. Исключение составляет информация, полученная в открытом судебном заседании.

За совершение проступка, дискредитирующего суд, либо преступления судья несет ответственность в соответствии с законом. За судьей обеспечивается право на проверку его заявлений соответствующим судом и органами судейского самоуправления.

§ 5. Аттестация судей общих и хозяйственных судов. Квалификационные классы судей.

Аттестация судьи – это объективная оценка уровня его профессиональных знаний, деловых качеств и умения применять их на практике при осуществлении правосудия.

Кодексом предусмотрены два вида аттестации судей: очередная и внеочередная.

Очередная аттестация проводится: в отношении судей, впервые назначенных на должность судьи и не имеющих квалификационного класса, – по истечении шести месяцев работы; при присвоении очередного квалификационного класса – не позднее одного месяца со дня истечения срока пребывания судьи в присвоенном квалификационном классе; в отношении судей, назначенных на должность судьи бессрочно, – периодически один раз в пять лет не позднее одного месяца со дня истечения пятилетнего срока после предшествующей аттестации.

Внеочередная аттестация осуществляется: при назначении судьи на должность на новый срок; на должность председателя, заместителя председателя соответствующего суда; на должность судьи в вышестоящий суд; при досрочном присвоении квалификационного класса или понижении в квалификационном классе; при длительном (более одного года непрерывно) неисполнении обязанностей судьи.

При наличии оснований для проведения очередной и внеочередной аттестации проводится очередная аттестация.

Аттестация проводится соответствующими квалификационными коллегиями судей, а именно в отношении:

заместителей Председателя Верховного Суда и иных судей Верховного Суда (кроме Председателя Верховного Суда) – квалификационной коллегией судей Верховного Суда по представлению Председателя Верховного Суда; председателей областных (Минского городского), Белорусского военного судов и заместителей председателей этих судов, членов квалификационной коллегии судей Верховного Суда и квалификационной коллегии судей областных (Минского городского) судов, военных судов – квалификационной коллегией судей Верховного Суда по совместному представлению Председателя Верховного Суда и Министра юстиции; судей областных (Минского городского) судов (кроме председателей и заместителей председателей), председателей, заместителей председателей и судей районных (городских) – квалификационными коллегиями судей областных (Минского городского) судов по совместному представлению председателей областных (Минского городского) судов и начальников управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов; судей Белорусского военного суда (кроме Председателя и заместителей Председателя Белорусского военного суда), председателей, заместителей председателей и судей межгарнизонных военных судов – квалификационной коллегией судей военных судов по совместному представлению Председателя Белорусского военного суда и Министра юстиции.

Квалификационная коллегия судей хозяйственных судов осуществляет аттестацию заместителей Председателя Высшего Хозяйственного Суда и иных судей Высшего Хозяйственного Суда (кроме Председателя Высшего Хозяйственного Суда) по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда, а также председателей и заместителей председателей хозяйственных судов областей (города Минска) по совместному представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда и Министра юстиции; судей хозяйственных судов областей (города Минска) (кроме председателей и заместителей председателей) – по совместному представлению председателей хозяйственных судов областей (города Минска) и начальников управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов.

В отношении Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда, председателей Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда аттестация не проводится.

На судью, подлежащего аттестации, не позднее чем за месяц до ее проведения председателем соответствующего суда (вышестоящего суда – в случае аттестации председателя суда) составляется характеристика, которая содержит полную и объективную оценку профессиональной деятельности судьи, его деловых и нравственных качеств, уровня профессиональной подготовки.

В соответствии со ст. 105 Кодекса в зависимости от уровня профессиональных знаний, стажа, опыта работы аттестуемого судьи и занимаемой им должности квалификационная коллегия судей принимает одно из следующих заключений: о возможности присвоения судье очередного квалификационного класса; о возможности присвоения судье более высокого квалификационного класса; об оставлении судье ранее присвоенного квалификационного класса; о наличии оснований для понижения судьи в квалификационном классе; об отсрочке аттестации на срок не более шести месяцев; о несоответствии судьи занимаемой должности с ходатайством об освобождении его от должности.

Квалификационная коллегия судей вправе также по результатам аттестации ходатайствовать перед председателем соответствующего судьи, о зачислении его в резерв кадров для назначения на вышестоящие должности.

Заключение об оценке деятельности принимается квалификационной коллегией судей в отсутствие аттестуемого и носит рекомендательный характер. По результатам аттестации судьи оформляется аттестационный лист. Копии заключения квалификационной коллегии судей, аттестационного листа и характеристики судьи хранятся в его личном деле.

Для судей судов Республики Беларусь установлены высший, первый, второй, третий, четвертый и пятый квалификационные классы.

Квалификационные классы присваиваются: высший квалификационный класс – Председателю, заместителю Председателя и судьям Конституционного Суда Республики Беларусь, председателям Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда; высший. Первый и второй квалификационные классы – заместителям председателей и судьям Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда; первый, второй, третий, четвертый квалификационные классы – председателям, заместителям председателей областных (Минского городского), Белорусского военного судов, районных (городских), межгарнизонных военных и специализированных судов, хозяйственных судов областей (города Минска), Белорусского военного судов и хозяйственных судов областей (города Минска), специализированных хозяйственных судов; второй, третий, четвертый и пятый квалификационные классы – судьям районных (городских), межгарнизонных военных и специализированных судов.

Судьям, впервые назначенным на должность судьи районного (городского), межгарнизонного военного судов, присевается пятый квалификационный класс, на должность судьи хозяйственного суда области (города Минска) – четвертый квалификационный класс. С учетом профессиональных качеств может быть присвоен и более высокий квалификационный класс в установленных пределах, исходя из опыта и стажа предыдущей работы в качестве стажера судьи, государственного арбитра, секретаря судебного заседания, работника органов прокуратуры, учреждений юстиции, органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, иного государственного служащего.

При поступлении лица, имеющего квалификационный класс судьи, на работу в государственный орган на государственную должность ему может быть в установленном порядке присвоен в соответствии с квалификационным классом более высокий класс государственного служащего, чем предусмотренный по данной государственной должности, но не более чем на два класса.

Судьям военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь присваиваются воинские звания офицерского состава. Присвоение очередного воинского звания, понижение звания или лишение такого звания производятся в порядке, установленном законодательством: в отношении судей Военной коллегии Верховного Суда – по согласованию с Председателем Верховного Суда Республики Беларусь; в отношении судей военных судов – по согласованию с Председателем Верховного Суда и Министром юстиции.

Сроки пребывания в каждом квалификационном классе установлены в ст. 106 Кодекса следующие:

в пятом квалификационном классе – два года;

в четвертом квалификационном классе – три года;

в третьем квалификационном классе – четыре года.

Срок пребывания в первом и втором квалификационном классах не устанавливается.

Присвоение очередного квалификационного класса производится, как правило, после окончания установленного срока нахождения в предыдущем классе.

Высококвалифицированному судье с учетом стажа и опыта работы в должности судьи допускается присвоение квалификационного класса вне зависимости от предусмотренного по занимаемой должности, а также без соблюдения последовательности и срока пребывания в присвоенном квалификационном классе, но не более чем на один квалификационный класс выше того, который предусмотрен статьей 106 Кодекса.

Присвоение квалификационных классов, понижение в квалификационном классе и лишение квалификационного класса судей общих и хозяйственных судов (кроме председателей, заместителей председателей и судей Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда) производятся Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Председателя Верховного Суда и Министра юстиции, Председателя Высшего Хозяйственного Суда.

Присвоение квалификационных классов Председателю, заместителю Председателя и судьям Конституционного Суда Республики Беларусь, председателям Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда производится Президентом Республики Беларусь при назначении (избрании) их на должность.

Присвоение квалификационных классов, понижение в квалификационном классе и лишение квалификационного класса заместителей председателей и судей Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда производятся Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда.

Представление вносится Президенту Республики Беларусь в установленном порядке. К нему прилагается заключение соответствующей квалификационной коллегии судей.

В случае принятия квалификационной коллегией судей заключения об оставлении судьи в ранее присвоенном ему квалификационном классе повторная аттестация проводится не ранее чем через год со дня принятия указанного заключения.

За судьей, пребывающем в отставке, присвоенный ему квалификационный класс сохраняется пожизненно.

Лишен квалификационного класса может быть судья в случае освобождения его от должности в связи с совершением им поступка, порочащего честь и достоинство судьи, либо совершением иных действий, дискредитирующих судебную власть, а также в связи с вступлением в силу в отношении судьи обвинительного приговора.

Судьям, имеющим квалификационные классы, производятся доплаты к должностным окладам в размерах, установленных Президентом Республики Беларусь.

Необходимое условие сохранения и повышения процессуальной квалификации судей – непрерывное, систематическое, целенаправленное, приобретение знаний, умений и навыков, пополнение и обновление своего профессионального багажа.

В ст. 9 Кодекса чести судьи Республики Беларусь от 5 декабря 1997 года указывается, что судья обязан постоянно заниматься повышением совей квалификации., поддерживать знания на уровне, необходимом для надлежащего выполнения служебных обязанностей по осуществлению правосудия.

Важное место в повышении квалификации судей, как и других работников юстиции, отведено Институту переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции Белгосуниверситета, начавшему свою работу с октября 1999 года.

§ 6. Дисциплинарная ответственность судей общих и хозяйственных судов

До введения в действие Закона ССР «О статусе судей в СССР» от 4 августа 1989 г. вопрос о дисциплинарной ответственности судей решался коллегиями по дисциплинарным делам, действовавшими при вышестоящих судах. С 1989 г. рассмотрение дисциплинарных проступков судей было возложено на органы судейского самоуправления – квалификационные коллегии судей.

Теперь вопросы дисциплинарной ответственности судей общих и хозяйственных судов урегулированы в гл. 11 ст.ст. 111-122 Кодекса.

Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности: за нарушение требований законодательства при осуществлении правосудия; за нарушение Кодекса чести судьи Республики Беларусь, за несоблюдение судьями правил внутреннего трудового распорядка, совершение иного служебного проступка.

Отмена или изменение судебного постановления не влекут за собой ответственности судьи, участвовавшего в вынесении указанного судебного постановления, за исключением случая, когда установлено преднамеренное вынесение незаконного судебного постановления.

Согласно статье 112 Кодекса видами дисциплинарного взыскания являются: замечания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: