Первичный крик 77

менных психотерапевтов работает, исходя из предположения о

том, что превращения неосознанных чувств в осознанные впол-

не достаточно для того, чтобы в личности произошли благо-

приятные изменения. Я смотрю на это по-иному — я полагаю,

что сознание и осознание суть результаты происходящих на

организменном уровне процессов чувствования, и что чувствен-

ное переживание процесса, и только оно одно, а не простое

знание о том, что такое чувство присутствует, может действи-

тельно кого-то изменить. На мой взгляд, знание о потребности

не позволяет освободиться от нее. Мы недооцениваем насколь-

ко далеко заходит лишение ребенка возможности удовлетворе-

ния естественных потребностей в первые месяцы жизни, и на-

сколько глубоко воздействует такое лишение на всю нашу ос-

тавшуюся жизнь. Последователи Райха признают, что. то, что

связано с чувством, по сути, не может быть выражено словес-

но, то есть, является невербальным, и пытаются устранить по-

давленные чувства с помощью телесных упражнений.

Основой первичной терапии является создание связи теле-

сных потребностей с сохраненной и неосознаваемой памятью

и, таким образом, восстановление цельности личности. Танце-

вальная терапия, йога, терапия пассивными движениями или

активными упражнениями, призванные освободить тело от на-

пряжения, не принесут пациенту никакой пользы, поскольку это

напряжение (проявление неосознанной ранней блокады и ли-

шения) тесно сплетено с первичной памятью в единое неразрыв-

ное организменное событие. Поощрение интроспекции расщеп-

ляет психику индивида одним определенным способом, а дви-

гательная терапия расщепляет ее другим способом. Метод ле-

чения, в котором мы нуждаемся, по необходимости должен быть

тотальным — соединением в одном целом тела и сознания. Не-

возможно, массируя больное плечо и расслабляя его, вытравить

болезненную память из напряженных мышц плеча, когда боль,

так сказать, иннервирующая плечо, гнездится ниже уровня со-

знания, а вовсе не в плече.

Нам будет легче это понять, если мы вспомним о том, как

происходит развитие человека. Ребенок практически не обла-

дает способностью к абстракциям и не может разумно судить о

своих затруднениях. Он не может трансформировать свои по-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: