менных психотерапевтов работает, исходя из предположения о
том, что превращения неосознанных чувств в осознанные впол-
не достаточно для того, чтобы в личности произошли благо-
приятные изменения. Я смотрю на это по-иному — я полагаю,
что сознание и осознание суть результаты происходящих на
организменном уровне процессов чувствования, и что чувствен-
ное переживание процесса, и только оно одно, а не простое
знание о том, что такое чувство присутствует, может действи-
тельно кого-то изменить. На мой взгляд, знание о потребности
не позволяет освободиться от нее. Мы недооцениваем насколь-
ко далеко заходит лишение ребенка возможности удовлетворе-
ния естественных потребностей в первые месяцы жизни, и на-
сколько глубоко воздействует такое лишение на всю нашу ос-
тавшуюся жизнь. Последователи Райха признают, что. то, что
связано с чувством, по сути, не может быть выражено словес-
но, то есть, является невербальным, и пытаются устранить по-
давленные чувства с помощью телесных упражнений.
|
|
Основой первичной терапии является создание связи теле-
сных потребностей с сохраненной и неосознаваемой памятью
и, таким образом, восстановление цельности личности. Танце-
вальная терапия, йога, терапия пассивными движениями или
активными упражнениями, призванные освободить тело от на-
пряжения, не принесут пациенту никакой пользы, поскольку это
напряжение (проявление неосознанной ранней блокады и ли-
шения) тесно сплетено с первичной памятью в единое неразрыв-
ное организменное событие. Поощрение интроспекции расщеп-
ляет психику индивида одним определенным способом, а дви-
гательная терапия расщепляет ее другим способом. Метод ле-
чения, в котором мы нуждаемся, по необходимости должен быть
тотальным — соединением в одном целом тела и сознания. Не-
возможно, массируя больное плечо и расслабляя его, вытравить
болезненную память из напряженных мышц плеча, когда боль,
так сказать, иннервирующая плечо, гнездится ниже уровня со-
знания, а вовсе не в плече.
Нам будет легче это понять, если мы вспомним о том, как
происходит развитие человека. Ребенок практически не обла-
дает способностью к абстракциям и не может разумно судить о
своих затруднениях. Он не может трансформировать свои по-